Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
18 августа 2019, 21:04

Солнечные зайчики, дробовики, собаки, беспилотники — чем еще отвадить птиц от взлетно-посадочных полос?

Разбор полета, как подобает. Почему вообще все случилось именно так? Самолеты и птицы — не то соседство в небе, которому принято радоваться. Реактивные двигатели, мимо которых мы проходим, поднимаясь на борт, это невероятно сложное произведение инженерного искусства.

Это только на первый взгляд огромная труба. Внутри — турбины, сжимающие воздух, который потом смешивается с керосином и поджигается, создавая тягу, необходимую лайнеру на всех этапах полета. Поток этого воздуха, на взлете особенно, должен быть ровным, без срывов. И уж точно двигатели не терпят в нем посторонних предметов.

Кадры, способные развить аэрофобию. И только птицы самолетов, кажется, совсем не боятся. Ежегодно в небе — тысячи столкновений. Как их напугать — на земле прибегают к самым разным методам.

Ястреб-тетеревятник Сильва охраняет аэропорт Домодедово от птиц уже семь лет. Сама Сильва для самолетов не опасна, так как летает на короткие дистанции и на малой высоте.

Пока мы работали в кадре, за ним оставалась орнитолог Ника — это напарница Сильвы, они дежурят вместе. Два через два — у ястреба четкий режим, выходные и еще четыре пернатых сменщика. Работа хищников — атаковать голубей, гусей, ворон и чаек у взлетно-посадочной полосы.

«Наша задача, чтобы птиц не было до взлета и посадки самолета, поэтому мы работаем с птицами. Вот там пространство — стоянки и поле — в основном оттуда прогоняем птиц, так как они там находятся по курсу взлета и посадки», — объясняет специалист по орнитологическому обеспечению аэропорта Домодедово Ника Рыжова-Аленичева.

Из динамиков — тревожные крики птиц. Это аэропорт Красноярска. Взлетку патрулирует акустический отпугиватель. Настоящие птицы фальшивку, к слову, со временем начинают распознавать, и на эти звуки просто не обращают внимания. Тогда в ход идут сигнальные ракеты, помповые пушки, петарды или солнечные зайчики. Роль пугала выполняет зеркальный шар — такой же, как на дискотеке.

Аэропорт в американском штате Мичиган. Здесь на работу взяли бордер-колли. В спецочках пес гоняет птиц с летного поля и соседних водоемов.

«Безусловно, на рулежной дорожке значительно уменьшилось количество птиц», — отмечает пилот береговой охраны Чарли Уилсон.

На западе предлагают пугать нарушителей авиарежима робоптицами. На кадрах — управляемые человеком модели. Такие используют в некоторых аэропортах. Британские ученые совместно с корейскими пошли дальше и год назад представили автономных дронов-пастухов, способных управлять целыми стаями, даже не нарушая стройность клина. Создатели заложили в дрон алгоритмы поведения вожаков, реакций птиц и идеальные траектории полета. Но массовое использование таких пастухов — скорее, еще в будущем.

А вот какая система сейчас стоит на страже Жуковского? Выяснить не удалось — институт имени Громова, который занимается орнитологической безопасностью в аэропорту, показывать ее не стал.

Сам Жуковский для чаек, которых считают наиболее опасными для самолетов птицами, место привлекательное. С трех сторон — Москва-река, рядом — несколько озер. А сейчас еще и сезон миграции.

Орнитолог Вадим Мишин показывает малую серебристую чайку. У нее есть сородич — большая серебристая, с размахом крыльев в полтора метра, она одна может навредить двигателю. Но чаще чайки сбиваются в стаи.

«Чайки ночуют в одном месте. В Подмосковье они обожают ночевать на крышах складских комплексов. Это горизонтальные крыши, оттуда еще и тепло какое-то, вот. И для них удобно, безопасно. Вот облюбовали они это дело. А потом им надо кормиться. Они всей стаей поднимаются и летят на кормовое место, на тот же самый полигон ТБО», — поясняет орнитолог Вадим Мишин.

Кормовое место в ходе рейда нашли в километре от Жуковского. Это станция перевалки мусора. Запись интервью здесь приходится прерывать из-за гула авиации. Мусор, по словам владельца станции, надолго здесь не задерживается. А у предприятия есть даже отпугиватель птиц. Так совпало — совсем новенький.

«Определенно, этот объект птиц привлекает, и надо полагать, что в случае, если организация выполнит предписания по устройству навесов, ангаров и всему тому, что там определено, мы, конечно, ситуацию с птицами качественно улучшим в целом на приаэродромной территории», — уверен министр экологии и природопользования Московской области Дмитрий Куракин.

15 км от аэропорта — санитарная зона, там сваливать мусор запрещено. Но находят его не только под Жуковским. Огромная свалка вблизи аэропорта Домодедово. Расстояние от нее до взлетно-посадочной полосы — около 10 километров, а значит ее расположение здесь нарушает нормы.

Оренбург. Эту стихийную свалку, говорят местные, хорошо видно из иллюминатора самолета при взлете и посадке. Аэропорт — в семи километрах. Горожане уже несколько лет требуют очистить территорию. Пороги чиновников обивает подполковник запаса авиации с 40-летним стажем в авиации.

«Птицы, которые питались, питаются на этой свалке, летят сюда, к торцу полосы. Они тоже могут попасть, как и в Жуковском, в двигатель воздушного судна! И при этом что произойдет? Тоже возможен случай — не дай бог, не дай бог, что-то произойдет на аэродроме Оренбург», — говорит подполковник запаса авиации Петр Клементьев.

К слову, сельскохозяйственные посевы тоже привлекают птиц, говорят орнитологи, правда, в случае с ЧП в Жуковском кукурузное поле помогло спасти жизни. На этом фоне сейчас активно обсуждаются правила застройки вблизи аэропортов.

Например, в Саратове до сих пор самолеты приземлялись едва ли не в центре города. На следующей неделе аэропорт закроют, в 20 километрах начинает работать новый — имени Юрия Гагарина. Сегодня он принял первый тестовый рейс из Москвы.

Есть трагические случаи, когда именно застройка могла усугубить последствия аварии. Например, при авиакатастрофе в Иркутске в 2006-м. Тогда А310, не сумев при посадке затормозить, выкатился с полосы, врезался в целый комплекс частных гаражей и вспыхнул. 125 человек погибли. Не исключено, что если бы не гаражи, жертв могло быть намного меньше. Сейчас аэропорты работают над тем, чтобы определить и согласовать с властями новые схемы использования земли вокруг.

«Каждый аэропорт должен провести свой расчет в зависимости от его географического положения, я имею в виду расположения взлетно-посадочных полос, использования типа воздушных судов и так далее. Установленное радиотехническое и другое оборудование», — отмечает исполнительный директор международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин.

В ассоциации аэропортов заявляют: требования к орнитологической службе тоже необходимо менять, они сильно устарели. Все работают на стандартах еще 1989 года. Очевидно, что обновлять их нужно не только в гражданской авиации, да и не только в России.

Против птиц порой бессилен даже истребитель. Кадры, снятые этим летом в Индии, после столкновения со стаей у военного самолета отказал двигатель. Пилоту, чтобы спастись, пришлось сбрасывать боеприпасы.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей