Уникальные документы представлены на выставке «1939 год. Начало Второй мировой» в Москве
Снять гриф «Совершенно секретно». Уникальные документы на выставке в Москве. Название «1939 год. Начало Второй мировой». Расстановка сил в Европе, события, которые в итоге привели к глобальной войне, тайное становится явным. В экспозиции кинохроника, фотографии, шифрованные телеграммы, дипломатическая переписка, предметы, принадлежавшие героям и антигероям ХХ века. Особый интерес экспертов к трофейной коллекции — документам, раскрывающим мотивы европейских политиков.
«Ха-ха», — собственноручно напишет Сталин в июле 1939 года на полях перевода статьи из польской газеты, в которой Польшу называли «фактором стабильности» в Европе. Судьба Польши в тот момент уже была предрешена. Лондон и Париж подписали договор с Варшавой, стали гарантами ее независимости, обещали военную помощь, но слово не сдержали. И, судя по всему, не собирались.
Германский агитплакат, изданный еще в 1938 году как декларация о намерениях, свои планы вплоть до 1948 года фашисты изложили педантично: сначала захват Австрии, затем Чехословакии, далее — везде, осенью 1941 года — СССР. Цель — мировое господство.
Москва предлагает Франции и Великобритании военно-политический союз, чтобы противостоять амбициям Гитлера, но Париж и Лондон, толкая Берлин подальше от себя на восток, изо всех сил затягивают переговорный процесс.
«Англичане и французы предпочли полететь в СССР не на самолете, не на быстроходном корабле, а избрали в качестве средства передвижения тихоходный пароход. Причем французская военная миссия имела только полномочия на ведение переговоров, а англичане и этого даже не имели. В итоге переговоры военных миссий практически зашли в тупик», — рассказывает куратор выставки Валерий Арцыбашев.
И тогда между Германией и Советским Союзом были подписаны договор о ненападении и секретный дополнительный протокол к нему. Вот они. Оригиналы.
Всего на выставке около 300 подлинных уникальных архивных материалов, в том числе с грифом «Совершенно секретно». Что ни документ, то молчаливый и в то же время кричащий свидетель того, как разгорался мировой пожар.
«Множатся попытки фальсифицировать историю мирового конфликта, хотят умалить или вовсе замолчать роль Советского Союза в разгроме нацизма, пытаются обелить злодеев. Ставят на одну доску палачей и их жертв. Ценность данной экспозиции в том, что она стройным языком неумолимых фактов указывает, кто сваливал мир в чудовищную катастрофу, а кто пытался ее предотвратить», — сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров.
«Драматические события в преддверии Второй мировой войны позволяют сделать целый ряд важных исторических выводов. Главный из которых, на мой взгляд, состоит в том, что общая безопасность достижима лишь совместными усилиями государств, что невозможно обеспечить собственную безопасность за счет других, а уж тем более выторговать безопасность у агрессоров», — подчеркнул директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин.
СССР просит у Польши коридор для прохода Красной Армии, чтобы встретить гитлеровские войска. Варшава не хочет, Париж и Лондон ее поддерживают: «Мы с вами цивилизованные люди, а русским верить нельзя». До войны оставалось меньше двух недель.
«Для нас одним из уроков истории является то, что никогда нельзя допускать в отношении к России слепой враждебности. Международная политика не может определяться произволом и насилием. Нельзя исповедовать право сильного; необходимо, напротив, совместно защищать силу права», — отмечает временный поверенный в делах ФРГ в РФ Беата Гжески.
Когда западные державы позволили Германии начать расчленение Чехословакии, Черчилль сказал: «Великобритании предложили выбор между бесчестьем и войной. Она выбрала бесчестье и получит войну». А ведь Москва предлагала вариант — широкая антигитлеровская коалиция — и все могло бы быть иначе.