Первая в мире плавучая АЭС начала путь к месту постоянного базирования на Чукотке
«Академик Ломоносов» держит курс на Чукотку. Первая в мире промышленная плавучая атомная электростанция отправилась к месту постоянного базирования в Певек. Уникальный проект, по сути, огромная атомная батарейка способна снабжать электричеством самые отдаленные районы и обеспечить теплом и светом город в 100 тысяч человек. По размерам станция не уступает самым крупным на планете ледоколам, ей не страшны цунами, при этом не оставляет никаких отходов и не влияет на окружающую среду.
Под гулкое камлание шамана танец чайки сменяется плясом рыбаков и оленеводов. Обрядовые движения несут особый смысл — обычно северный народ так выражает свою радость. И сегодня тот самый случай.
Не только для Чукотки, для всей страны событие историческое. Плавучая АЭС — первая и пока единственная в мире. Плавучая атомная станция «Академик Ломоносов» уже с причала впечатляет своими масштабами. Длиной 145 метров, это почти 1,5 футбольных поля, высотой с девятиэтажный дом. По сути, город в миниатюре. Со своими техническими, бытовыми службами, который способен функционировать абсолютно автономно.
«Огромная батарейка», как в шутку называют ее атомщики, заменит выработавшую ресурс Билибинскую АЭС. А еще позволит постепенно отказаться от угольного топлива, на котором работает подавляющее большинство северных электростанций.
«В процессе строительства и создания этой станции ее посетили многие представители МАГАТЭ — всемирного агентства по атомной энергетике; ни разу никаких замечаний, озабоченности по поводу экологической безопасности ни разу не было», — сообщил специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности экологии и транспорта Сергей Иванов.
Плавучая станция позволит снизить нагрузку на хрупкую экосистему Арктики. Экология и экономия — два базовых принципа.
«Заведомо получается дешевле, чем строить в районах вечной мерзлоты. И сроки, разумеется. Данный объект построить гораздо быстрее, в подготовленных для этого условиях, чем прийти в Арктику и зависеть от погодных условий, от климата», — пояснил заместитель руководителя Дирекции по сооружению и эксплуатации АТЭС АО «Концерн Росэнергоатом» Дмитрий Алексеенко.
Это чудо инженерной мысли! Корпус судна разделен на 10 отсеков и даже при затоплении трех оно останется на плаву. Реакторы, а их здесь два, спроектированы так, что при крене в 30 градусов сохраняют работоспособность.
Станция на 90% автоматизирована. Человек лишь наблюдает за работой систем. Причем на смене всего четыре инженера — в два раза меньше, чем на стационарных АЭС. У каждого члена экипажа собственная каюта. На борту есть даже свой магазин и бассейн с сауной. Проект пилотный, но им уже всерьез заинтересовались иностранные заказчики.
«Интерес в мире огромный. Если посмотреть на карту, то мы можем увидеть потенциал не менее 10-12 точек, где они могли бы стать и начать работать. Конечно же, это те регионы Мирового океана, где нужна локальная энергия, где очень дорого тянуть инфраструктуру», — рассказал президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов.
В свое дальнее плавание атомная электростанция отправляется в сопровождении двух буксиров. Так они вместе и пойдут по Северному морскому пути. А это почти 2,5 тысячи морских миль или четыре тысячи километров. Ожидается, что на Чукотку, в Певек, плавучий энергоблок прибудет уже месяц.