Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
9 сентября 2019, 21:24

После выборов Центризбирком собирает факты: кто размещал фальшивые ролики о якобы нарушениях

Снова о Едином дне голосования. Серьезных нарушений не было, но в ЦИК зафиксировали поток лживой информации. Примеров — десятки. Разоблачить фальшивки оказалось нетрудно. Кому на руку все эти провокации?

Центризбирком и ранее обращал внимание на попытки Запада вмешиваться в ход наших выборов. Но на этот раз многочисленные факты такого вмешательства ЦИК стал дотошно фиксировать. Как образно высказалась Элла Памфилова в интервью Первому каналу, «мы научились показывать зубы».

Центризбирком и Роскомнадзор обвинили Google и Facebook в откровенном нарушении российского законодательства. В частности, несоблюдения «дня тишины» перед выборами и наращивании политической рекламы в момент голосования. Так, поисковая система Google вывела в топ новостей сайт, на котором избирателям прямо указывали, за каких кандидатов от оппозиции стоит проголосовать.

Когда это увидели в Роскомнадзоре, сайт заблокировали, но копия страницы с именами, фамилиями и фотографиями сохранилась. То, что такая агитация запрещена законом, в американской корпорации Google, естественно, хорошо знали.

«Год назад, накануне выборов 2018 года, мы с компанией Google и компанией Facebook подробно обсуждали необходимость соблюдения российского законодательства, которое однозначно говорит о том, что накануне выборов — «день тишины», политическая реклама запрещена. Кроме того, в день выборов, если бы вы посмотрели поисковую выдачу и сравнили поисковую выдачу, поисковые машины «Яндекс» и поисковые машины Google на одинаковые запросы «Выборы 2019», «За кого мне голосовать» и так далее, выдача была абсолютно разная. Именно поэтому мы говорим о том, что компания Google и компания Facebook пытались влиять на результаты выборов, которые прошли 8 сентября», — рассказал глава Роскомнадзора Александр Жаров.

Вот лишь один из десятков примеров того, как в Facebook в день голосования активно распространялись откровенно поддельные видео. Так, картинка из Армавира, снятая на выборах 18 марта прошлого года, превратилась в якобы вброс бюллетеней на участке в Петербурге 8 сентября 2019 года. При этом, по словам Жарова, Facebook в ответ на требование Роскомнадзора заблокировать фейковые видео ничего предпринимать не стал. Но зато заблокировал официальную страницу Избирательной комиссии Москвы.

«В результате одного обращения пользователя к компании Facebook был заблокирован аккаунт Мосгоризбиркома. И это — факт. В то же время та реклама, которая относится к категории политической и по поводу которой высказались Роскомнадзор, Общественная палата, парламент Российской Федерации, с ней ничего не произошло. Именно поэтому мы говорим, что мы имеем дело явно с двойными стандартами, попытки влияния на результаты выборов», — пояснил Александр Жаров.

О том, что тот же Google манипулирует алгоритмами поиска новостей, еще в июле этого года рассказал старший программист этой компании Грег Коппола. В фильме, снятом американской организацией Project Veritas («Проект «Истина»), это некий аналог WikiLeaks Джулиана Ассанжа, Коппола утверждал, что Google во время выборов в США искусственно выводил в топ своей поисковой системы исключительно плохие новости о Трампе.

«Я пять лет проработал в Google и просто знаю, как устроены алгоритмы. Они не сами себя пишут. Это мы их прописываем так, как нам нужно. В повседневной жизни на каждый запрос, скажем, о Дональде Трампе, Google News собирает горстку сайтов. И все они ярые противники Трампа. При том, что в интернете есть множество разных сайтов», — рассказывает в фильме Грег Коппола.

То, что в этом обвиняли Россию, а не эту корпорацию, тот же Google, кстати, до сих пор держит в первых строчках своих новостей. Как и сообщения о фейковых нарушениях на выборах в нашей стране. Подмена понятий, откровенная фальсификация, провокационные ролики. Например, как один из них, где некий «активист» находит так называемую выборную «карусель», это когда одних и тех же избирателей возят от участка к участку. Но бабушек выдавали за профессиональных «карусельщиц». Были подделки и другого плана.

«Сегодня мы обнаружили по крайней мере не менее 30 сообщений, когда просто взяты фрагменты валом 2014 года в основном, частично — 2015 года. И практически слово в слово перенесено на эту избирательную кампанию. Удивительно, что так грубо это сделано, ну просто слово в слово», — рассказала Элла Памфилова.

Это и впрямь сделано очень грубо. Буквально слово в слово. Анализ так называемой «Карты нарушений» ассоциации «Голос», позиционирующей себя как общественное движение, наглядно показывает, что провокаторы не утруждались, а просто копировали сообщения о якобы нарушениях. Вот сообщение про участок в Москве 2014 года и 2019 года. А вот уже Сахалинская область. Снова Москва, Уфа. Здесь, правда, строчки поменяли местами, но с прошлыми грамматическими ошибками.

Подобные фейковые сообщения и якобы «видеосвидетельства» Центризбиком продолжает скрупулезно собирать для дальнейшей передачи комиссии Госдумы по расследованию фактов иностранного вмешательства во внутренние дела России.

Читайте также: