Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
11 сентября 2019, 21:26

В Москве эксперты и журналисты говорили о том, как защитить интернет-пользователей от лжи

Как отличить правду от лжи? Особенно в виртуальном пространстве. Ответ на этот вопрос 11 сентября искали в Москве эксперты, журналисты и блогеры вместе с представителями Общественной палаты. Особенно много недостоверной информации обрушилось на пользователей в Единый день голосования.

В минувший день голосования этот ролик бил рекорды просмотров в интернете: некто, воровато оглядываясь, заходит на избирательный участок, достает из-за пазухи пачку бюллетеней и бросает ее в урну.

На этом ролик обрывается. И миллионы увидевших его зрителей обсудили, как фальсифицируют выборы в России. И лишь несколько тысяч из них сумели найти продолжение этого видео и досмотрели его до конца.

«Друзья, наверное, у каждого в жизни наступает такой момент, когда ты заходишь в YouTube и ищешь вброс бюллетеней. У вас этот момент настал, я вас с ним поздравляю, увидимся на следующих выборах», — говорится в видеоролике.

Вот так, никакого избирательного участка и вброса бюллетеней не было. Просто компьютерная графика. Автор ролика хотел рассказать, как легко создать достоверную ложь. А в итоге, получается, его же самого еще и переврали.

И это лишь один из примеров так называемых фейков, с которыми столкнулись пользователи интернета в минувшие выходные. И главным источником распространения лжи стали социальные сети.

«Всего 50% с чем-то в социальных сетях, из них 30% в Twitter, то есть Twitter стал основной средой распространения вбросов», — отмечает эксперт в сфере информационных технологий Игорь Ашманов.

Twitter — платформа по обмену и распространению коротких сообщений. В каждом максимум 280 знаков. И этому есть объяснение. Современные пользователи просто перестали вчитываться в тексты большего размера.

«На самом деле выбрасываются несколько тем — «электронное голосование непрозрачно», «на всех выборах фальсификации», «самые грязные выборы в истории», «везде вбрасывают» и «карусели» — хотя ни «каруселей», ни вот этих вбросов пачкой давно не существует, и так далее. Люди не читают дальше «желтых» заголовков, никого это не интересует. Они начинают сразу биться в корчах ненависти, то есть надо понимать, что мы просто имеем дело с пропагандой, информационной войной», — поясняет Игорь Ашманов.

Ну а дальше нарастает как снежный ком: один не дочитал, но поделился с другом, друг тоже не вникал и передал приятелю, и вот уже в изначальную фальшивку начинают верить как в истину. Ведь если об этом говорят все знакомые, то какие могут быть сомнения

Одним из главных поставщиков фейков на последних выборах стала финансируемая из американского бюджета ассоциация «Голос». Это ее сотрудники разместили карту якобы нарушений, которые были просто скопированы из сообщений прошлых лет. Некоторые из таких озвученных примеров с сайта уже удалили. Без объяснений и извинений. Но это был, как выяснилось, лишь один из многих источников.

«Это в основном с территории Украины, под Министерством информационной политики Украины, там руководят просто два американца; в их пользовании находится порядка 80 тысяч аккаунтов на территории России. И они через эти аккаунты, которые зафиксированы как наши, русские ребята, то есть они якобы живут где-то в Кургане, Магадане и так далее, все это запускают», — поясняет профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Олег Матвейчев.

Но и это еще далеко не все. Чтобы ложные сообщения прочитали как можно больше пользователей, западные интернет-платформы в ответ на запрос по слову «выборы» начинают выводить в верхние строчки поиска «нужные» публикации. Плюс к этому и политическая реклама в дни тишины и голосования, когда любая агитация запрещена.

«С одной стороны тот же Facebook, когда ему отчитывают в США, они говорят о том, что «да, мы вмешивались в выборы, мы срочно примем меры. Как мы могли это допустить?» Но когда им заявляют то же самое в России, они говорят, что «ответственность не за нами, ответственность за рекламодателями». То есть здесь двойная политика со стороны иностранных площадок», — подчеркивает глава Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессендежров Владимир Зыков.

Привлечь к ответственности за подобное откровенное вмешательство в российские выборы тоже не получается. Ведь западные интернет-компании в нашей стране не создают и не регистрируют филиалы. И даже пригласить их представителей на заседание Общественной палаты не выходит, потому как: неизвестно кому и куда слать приглашения.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей