Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
16 сентября 2019, 18:28

В эти дни вспоминают знаменитую «Бульдозерную выставку», которая изменила искусство в СССР

«Бульдозерная выставка» — название родилось в 70-х уже после того, как встречу художников, стиль которых не вписывался в парадигму соцреализма, пресекли на окраине Москвы. Авангард давила тяжелая техника. И тогда же особенно остро встал вопрос: что дозволено и где границы самовыражения?

Холст с двумя скрипками втоптан в осеннюю листву. Вот что на такой картине антисоветского? Этим вопросом художник Сергей Бордачев задается до сих пор. Он рассматривает тетради КГБ — сейчас это экспонаты галереи «Беляево», тогда — памятки для сотрудников комитета, чтобы знать неблагонадежных граждан в лицо. Товарищ Бордачев. Абстракционист. Александр Меламид — устраивает на квартирах «действа». Позднее их назовут перформансами. Художники и не подозревали: они были буквально под колпаком.

Художники, которые въехали в мир большого искусства на бульдозерах. Выставка, которая не продлилась и минуты, прогремела на всю планету. Оскар Рабин — главный идейный вдохновитель экспозиции — был на допросе, и поначалу не знал, что стал суперзвездой. «Советы давят искусство бульдозерами» — примерно такие заголовки на первых полосах иностранных газет. 

Самые первые художники, которые пришли на выставку, принесли свои картины к лесополосе недалеко от Профсоюзной улицы. Почти сразу появились некие люди в штатском и начали оттеснять художников к пустырю. Началось противостояние искусства и машины.

Художник Виталий Комар — основоположник соцарта. Название от уорхолловского поп-арта, только объект остроумной рекламы — советская пропаганда. Он говорит, в 70-х можно было выставлять свои работы только на "квартирниках". Страстно хотелось найти своего зрителя. Но художник не думал, что первый зритель окажется таким. 

Картины грузили на самосвалы или просто сжигали. До сих пор не ясно кто это был. Обычные рабочие? КГБ? Милиция? Александр Михайлов в те годы только начинал служить на Лубянке. Он говорит: ненависти к художникам в комитете и лично у него не было.

«Когда мы на это смотрели, современным словом можно сказать прикольно, интересно. Но мы же понимали, что это для меня прикольно, а для мэтра, народного художника СССР, это совсем не прикольно. Это, можно сказать, вызов всему социалистическому реализму. Это плевок в сторону нашего славного советского народа», — говорит оперуполномоченный 5-го управления КГБ СССР в 1974-79 гг. м.

Михайлов говорит, именно в КГБ выставку никогда бы разгонять не стали. Бульдозеры и водометы — инициатива местного партийного руководства. И последствия этого всего Михайлов и коллеги пытались исправить годами.

«По нашему предложению создали секцию живописи по нашему предложению в групкоме художников-графиков; по нашему предложению было выделено им помещение. Это все снижение напряжения, устранение очага социального возбуждения, как мы говорили», — рассказывает Александр Михайлов.

Не можешь победить — возглавь. И теперь, каждый неформал был на виду. Легальные выставки и разрешение на самовыражение.

«После 1974 года начало происходить два параллельных процесса: первый вот такой прогресс, от пустыря до своего помещения, а второй процесс — это миграция, огромное количество художников включается в этот поток и покидает Советский Союз», — рассказывает научный сотрудник отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Анастасия Курляндцева.

Владимир Сычев в 80-х был самым печатаемым фотографом в мире. Горячие точки или портреты Ив Сен Лорана, Романа Полански. Для него «Бульдозерная выставка» действительно стала отправной точкой, вот только — за границу. Несмотря на послабления и дальнейшую легализацию неофициального искусства в кабинетах художникам и фотографам настойчиво предлагать уехать.

«Я волею судьбы сегодня последний живущий, который сидел за бульдозерную выставку. Оно было выступление не против, а за. За то, чтобы легализовали художников. Оно не было ни против системы, там не было никаких лозунгов, поэтому, конечно, никто не был к этому готов», — отмечает фотограф Владимир Сычев.

Сегодня картины Оскара Рабина, Виталия Комара и Александра Меламида, Владимира Немухина и Лидии Мастерковой висят в галереях Москвы, в Третьяковской галерее и на выставках по всему миру. Да и бульдозеры прославились, чего уж говорить. Вот один остановил свой ход на Крымском валу. Современные российские художники разрисовали его цветными мелками, и затихшая машина словно сама превратилась в символ свободы творчества.

Читайте также: