Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
4 октября 2019, 18:06

Владимир Путин посетил морской порт Тамань, который может стать одним из крупнейших в России

ъМорской грузовой хаб, который постоянно растет, и возможно, станет одним из крупнейших в России — посетил Владимир Путин. Порт Тамань — это транспортные ворота не только в Черноморский регион: корабли оттуда идут в Средиземное море и еще дальше. Главе государства показали, как быстро и без вреда природе грузы готовят к отправке по воде. И рассказали о проекте индустриального парка с агрокомплексом и жильем для специалистов.

Путин направляется в новый терминал нового российского портово-индустриального парка ОТЭКО. Объект только что запущен, мощность 60 миллионов тонн в год. Большая часть — 50 миллионов тонн — уголь. Это самый мощный терминал навалочных грузов на всем Черноморье — например, совокупная мощность крупнейших украинских портов в два раза меньше.

На Таманском полуострове люди живут и отдыхают, поэтому вопросы экологии очень важны. Угольный склад постоянно орошают. Кроме того, он обнесен по всему периметру защитным экраном высотой в 25 с лишним метров. И когда поднимается ветер, сеть улавливает частицы угольной пыли.

Все угольные конвейеры закрытого типа, то есть не пылят. Разгрузка вагонов — в изолированном помещении. Президенту демонстрируют стандартную на первый взгляд портовую процедуру — перевалку угля. Вагоны переворачиваются, уголь высыпается. Но здесь есть новинка — единственная в России машина, способная перевернуть разом три вагона!

Здесь сразу два таких вагоноопрокидывателя. Шесть вагонов разгружаются за три минуты. Целый состав — за 30. Экскурсия тем временем продолжается. Порт, без преувеличения, огромный. Для того, чтобы осмотреть его целиком, приходится садиться в автомобиль. И тут самое удивительное в том, что ОТЭКО все это строит исключительно на свои.

Владелец компании Мишель Литвак. Родился в Ленинграде в 1951 году, рос в Бельгии, а в 90-е с капиталом вернулся на родину. 30 лет инвестиций в российскую экономику. Минувшей весной он попросил президента Путина о гражданстве.

«Он обратился к президенту с просьбой о получении Российского гражданства уже после того, как львиная доля этих инвестиций была осуществлена. Это, собственно, крупнейшая, наверное, одна из крупнейших иностранных инвестиций прямых. Здесь не задействовано, собственно, ни одной копейки ни государственных, ни квазигосударственных денег. И поэтому, конечно, это представляет особый интерес. Поэтому изначально это зарубежная инвестиция, но с приобретением инвестором Российского гражданства можно сказать, что это уже, так сказать, российский объект», — рассказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Отныне паспорт у Мишеля все время с собой. Теперь паспорт у Мишеля все время собой. Отчество сложное — Заньвэлович. Может, потому в новом документе на европейский манер только имя и фамилия. Спрашиваем, почему решил стать гражданином России?

«Я думаю, что я работаю на благо России. Я верю в нашу страну. Я родился здесь. Мама — блокадница. Дед — в братской могиле. Значит, не просто так я нахожусь здесь», — отвечает председатель совета директоров ЗАО «Объединенная транспортно-экспедиторская компания» Мишель Литвак.

Личные вложения только в этот порт — больше восьми миллиардов долларов. В парке еще появятся грузовой и зерновой терминалы, агрокомплекс, химическое производство. Но большая часть технопарка пока на макетах, которые Мишель Литвак показывает президенту.

Большая часть технопарка, впрочем, пока на макетах. Помимо колоссальных размеров инфраструктуры, здесь же, неподалеку, рядом с городом Тамань ОТЭКО построит фактически новый город. Здесь жилье для по меньшей мере 10 тысяч сотрудников и вся социальная инфраструктура — детские сады, школа, больница.

Рядом, тут же, на Таманском полуострове, уже который год никак не запустят стройку порта-конкурента — инвесторы то соглашаются, то отказываются участвовать. Мишель тем временем продолжает вкладывать.

«У меня принцип всегда был очень простой — сначала на свои, я всегда брал в долг только в конце, когда я понимал, что я уже заканчиваю. Поэтому у меня первые деньги я взял только в июне 2018 года», — рассказывает Мишель Литвак.

Накануне прибытия президента Литвак лично провез журналистов по порту. Однако это не единственный его бизнес. Он еще и кинопродюсер — вот он в числе прочих получает награду за фильм «Стрингер». Оскароносная картина о молодом барабанщике. «Одержимость» — тоже его проект.

«Участвовал в спорах со сценаристами, с режиссерами. И вникал детально. И не только в «Одержимость». В монтажной сидел сам, спорил, ругался жестко, доказывал. Ну, все, как всегда», — делится Мишель Литвак.

Даже об амфорах, найденных во время археологических исследований на территории будущего порта, Путину Литвак сегодня рассказывал сам. После — удалился с президентом на закрытые переговоры — без камер. В это время пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков с коллегами — на смотровой вышке с видом на очередь из танкеров, которые на рейде ожидают погрузки.

Вдалеке — наливные причалы, которые используются для перекачки нефтепродуктов, а новый — для пересыпки угля. Именно к нему смогут подходить самые большие и тяжелые корабли, которые способны выйти из акватории Черного моря, через Босфор, дальше, «дедвейтом», то есть «критическим весом» до 220 тысяч тонн.

Вскоре на смотровую точку вышли и президент с российским предпринимателем Литваком. А отсюда уже к вертолетам — рабочий день Путина продолжался в Сочи.

Читайте также: