Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
22 октября 2019, 18:32

Третьяковская галерея в Москве представляет уникальную выставку русского авангарда

О выставке, которую нельзя пропустить. В Третьяковке собрали работы авангардистов, таких как Малевич, Кандинский, Родченко. Художников, которые 100 лет назад создали в Москве музей современного искусства. У нас он появился раньше, чем в Нью-Йорке. 250 произведений — живопись, графика, скульптура — это история о непростой судьбе уникального проекта Советской России.

Вы когда-нибудь видели звук? А вот авангардисты смогли его изобразить. В цвете. Одна краска — одна клавиша, считал Василий Кандинский. И проявлял на бумаге мелодии природы.

Эта выставка посвящена 100-летию одного из первых в мире музеев современного искусства. Музея, который просуществовал всего десятилетие. Но какое! Все в пространстве «нового типа» было по-новому.

«Наша выставка о том гениальном замысле русских художников — Малевича, Кандинского, Штеренберга, Родченко, Древина, — которые не просто создали эти шедевры, но они решили сделать вот такой музей. Здесь нет ничего традиционного», — отмечает эксперт живописи русского авангарда, главный научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар.

Художники, кажется, со скоростью ракеты переходили от одной придумки к другой. Искали новые цвета. Чтобы получить такой красный, Тышлер написал целую научную работу, разложив цвет на формулы. Придумывали новые фактуры. Они меняли реальность и создавали будущее. По-новому смотрели на людей. Порой будто через геометрический фильтр. Здесь многое как задумывали сами авангардисты.

Выставку в Третьяковской галерее готовили почти три года. По архивным заметкам и фотографиям пытаясь воссоздать все точь-в-точь как было в музее живописной культуры. Реконструкция экспозиции середины 20-х годов прошлого столетия: на стене — картины Малевича. Его «Черный квадрат» сейчас, как и тогда, соседствует с его же «Динамическим супрематизмом».

Картину привезли из Кельна. Раньше она тоже был в фондах музея в Москве. Его закрыли внезапно в 1929 году. Часть работ по «списку номер 1» оказалась в Третьяковке. Некоторые уникальные экспонаты — в региональных музеях и за границей.

«Получить эти вещи на выставку было непросто, потому что большая их часть — это основа постоянной экспозиции искусства ХХ века во множестве региональных музеев. В конце концов это очень дорогостоящая выставка, здесь представлены экспонаты из Лондона, из Кельна, Еревана, Салоник», — рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

На выставке 250 работ. Не только живопись. Графика. Вот, например, чертежи как произведение искусства. А вот целый контент-анализ света и тени.

«У художника Климента Редько очень любопытный дневник, где он пишет воображаемый текст экскурсии своей: «Дорогие зрители, перед вами картина художника Редько, чтобы правильно воспринять, нужно поменять глаза и голову». И он даже пишет: «Можно даже удариться головой о землю, вы поймете все и сразу», — поясняет куратор выставки Любовь Пчелкина.

Так у авангардистов почти всегда: картина с гвоздем не про гвоздь. С треугольниками — не о треугольниках вовсе. И все это не теряет особых смыслов и 100 лет спустя. Если, конечно, уметь смотреть. Как завещал автор.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей