Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
23 октября 2019, 21:20

Портрет, украденный четверть века назад и найденный в Третьяковке, возвращается в музей в Грозном

 

Кирилл Клейменов

Картина замечательного художника Александра Головина возвращается на законное место. Из московской Третьяковской галереи в художественный музей Грозного. Понятно, как оказалась эта картина в Москве. Это последствия печальных событий нашей новейшей истории — Чеченской войны и всех бед и настроений, с этой войной связанных. Понятно, что в Третьяковке эта картина оказалась не в результате мародерства. И последний хозяин картины, передавший его в Третьяковку, — добросовестный приобретатель. И спасибо ему и всем, кто причастен к возвращению картины. Третьяковке спасибо. Не надо нам никаких следов этой войны. Мы и так все уроки помним.

На выставку Поленова раскуплены билеты на неделю вперед. Сейчас в здании на Крымском валу собраны самые знаменитые его произведения. Но последние несколько дней все говорят не только о его «Московском дворике» или «Золотой осени», а еще и о картине художника Головина. Впрочем, сейчас портрет Татевосяна уже сняли, стена пустая. Но вот сама история произошла не на пустом месте.

Искусствовед Сергей Подстаницкий пришел на открытие выставки Василия Поленова и, когда осматривался в разделе учеников художника, заметил полотно Александра Головина.

«Я эту картину неплохо знал. Знал, что она была опубликована еще в 1987 году в сборнике "Музей". Среди прочего там было указано место нахождения этой картины — Грозненский музей», — рассказывает искусствовед, коллекционер Сергей Подстаницкий.

Эту же картину показывали и на выставке самого Головина пять лет назад. Тогда Сергей сообщил сотрудникам галереи: работа крайне похожа на ту, что пропала из Грозного во время первой чеченской кампании. Казалось бы, почему не предположить, что это, например, авторский повтор?

«Это не XVII-XVIII века, когда авторские повторения делались иногда с точностью до мазка. А здесь все-таки художники XX века. Их интересует скорее образ и впечатление, нежели точность воспроизведения», — говорит Сергей Подстаницкий.

Но ведь, по словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, все необходимые процедуры перед выставкой картина прошла: экспертиза подтвердила, что это подлинник, договор с владельцем заключили. Он был далеко не первым собственником этой работы. Так что понять, что полотно больше 20 лет назад пропало из музея Чечни, было почти невозможно. Ведь большая часть документов пропала или сгорела от бомбежек.

«Естественно, мы сняли картину из экспозиции немедленно. И наши специалисты с использованием всей той новейшей техники, которая у нас есть, посмотрели на эту картину, ища, конечно, следы инвентарного номера, каковые обнаружены не были», — сообщила  генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Проще говоря, никакой информации о том, что эта картина принадлежит конкретному музею, на ней самой нет. И, по словам бывшего следователя 12 отдела МУРа — его еще называли антикварным, — такой ситуацией часто пользовались преступники в советское время и в 90-е, чтобы перепродать произведение искусства.

«Это наследие советского периода, а в то время все принадлежало государству. Подразумевалось, если музею картину подарили, то она там навеки вечные и висит, не утруждали себя ставить инвентарные номера», — говорит бывший заместитель начальника 12-го отдела МУРа Алексей Кисточкин.

Сейчас Третьяковка готовится передать картину в Грозный. Этого пожелал сам владелец. Его имя не раскрывают по соображениям безопасности. В музее полотно уже очень ждут. И называют эту историю очередным чудом. Ведь откуда только ни возвращались картины, которые считались пропавшими.

«Это портрет графа Зубова, а это — портрет графини Зубовой, супруги графа Зубова. Вот эти картины были обнаружены компетентными органами на аукционе "Сотбис" в Лондоне», — рассказал генеральный директор Национального музея Чеченской Республики Ваха Асталов.

Сейчас работа Головина находится в запаснике Третьяковки, специалисты продолжают ее изучать. Кое-какая информация о ней все-таки сохранилась. Это подробный отчет о реставрации в 1961 году. Тогда, например, обнаружили четыре сквозных прорыва холста. Если и сейчас специалисты найдут следы этих повреждений, то никаких сомнений в том, что это та самая картина, уже не останется.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей