В Москве в галерее «Наши художники» открылась выставка живописца и графика Александра Серебрякова
У нас больше известна его мать Зинаида Серебрякова. Сын не менее талантливый, но какой разный стиль. Его натура – это улочки европейских городов, мосты, замки, интерьеры дворцов и поместий. Их оформлением он занимался и сам, и, видимо, поэтому был так точен в деталях.
Париж во всем со своем великолепии: набережная Лувра, Нотр-Дам и площадь Конкорд. Александр Серебряков любил этот город и писал даже те улочки, которые сейчас можно найти лишь на картинах. Он приехал сюда будучи 16-летним подростком, но остался навсегда, став местной легендой, признанным при жизни талантом.
– Такое удивительное чувство света и цвета, ему очень удалось передавать парижское настроение. В Париже свет более белый, в Москве более желтый, – говорит Анастасия Николаева, вице-президент Фонда Зинаиды Серебряковой, внучатая племянница Александра Серебрякова.
Многие картины, представленные на выставке в галерее «Наши художники», из коллекции семьи Серебряковых. Наследие великой династии русских живописцев в полной мере отражается в пейзажах: мосты Парижа, маленькие улицы Ниццы, Гентские ворота в Брюгге и Брюссель под дождем. К максимально реалистичному пейзажу Серебряков добавляет романтические ноты. И даже каменные стены Антверпена вместе с художником тоскуют по беззаботному детству в усадьбе Нескучное Курской Губернии.
На родине даже по сей день Александр Серебряков остается в тени своей легендарной мамы, художницы Зинаиды Серебряковой. В Европе его востребованности можно было только позавидовать. Сам Ротшильд приглашает его в в свой замок в Бордо, чтобы Серебряков запечатлел на бумаге невиданной красоты фасады и интерьеры. Да, он писал с фотографической точностью, прорабатывая каждую деталь от вазы из синего хрусталя до только что отглаженных воротников рубашек, но в отличие от холодных снимков в работах Серебрякова есть душа, есть атмосфера и то самое мгновение, которое художник смог остановить как по волшебству. А чего стоит один только бал века в Венеции, куда Серебряков приехал по приглашению богатейшего парижского мецената Шарля де Бестеги.
– Съехался весь свет, и среди модельеров и художников, которые участвовали в декорировании гостей, были и Сальвадор Дали, и Кристиан Диор, и Баленсиага, и Ланвин, и Александр Серебяряков точно так же в этом участвовал. Он писал и интерьеры, он запечатлел, как гости фланировали по замку, как они подъезжали на гондолах, то есть вот это красивое событие оказалось в документах того, что там происходило, – рассказывает Наталия Курникова, куратор выставки.
Все свои работы Серебряков писал акварелью и гуашью, эти краски в отличие от масла не давали художнику права на ошибку. Мастерство совершенно иного уровня. Даже к одной работе порой создавалось десятки эскизов, чтобы каждая деталь выглядела безупречной.