В Москве в галерее «Наши художники» начала работу выставка лучших работ Александра Серебрякова
Так сложилось, что с творчеством Александра Серебрякова больше знакомы в Европе, чем у нас. А зря. Картины можно рассматривать часами — детали, свет, необычные ракурсы. И виртуозная техника — так, что можно, кажется, почувствовать аромат круассанов на улицах Парижа. А еще — заглянуть в дома и замки богатейших семей. За что художника назвали «портретистом интерьеров»?
Париж во всем своем великолепии: набережная Лувра, Нотр-Дам и площадь Конкор. Александр Серебряков любил этот город и писал даже те улочки, которые сейчас можно найти лишь на картинах. Он приехал сюда будучи 16-летним подростком, но остался навсегда, став местной легендой, признанным при жизни талантом.
«Какое-то удивительное чувство света и цвета; ему очень удалось передать парижское настроение. В Париже ведь такой особенный, отличающийся от московского, свет. Там он более белый, в Москве солнце более желтое», — отмечает вице-президент Фонда Зинаиды Серебряковой, внучатая племянница Александра Серебрякова Анастасия Николаева.
Многие картины, представленные на выставке в галерее «Наши художники», из коллекции семьи Серебряковых. Наследие великой династии русских живописцев в полной мере отражается в пейзажах — мосты Парижа, маленькие улицы Ниццы, Гентские ворота в Брюгге и Брюссель под дождем. К максимально реалистичному пейзажу Серебряков добавляет романтические ноты. И даже каменные стены Антверпена вместе с художником тоскуют по беззаботному детству в усадьбе Нескучное Курской губернии.
На родине даже по сей день Александр Серебряков остается в тени своей легендарной мамы — художницы Зинаиды Серебряковой. В Европе его востребованности можно было только позавидовать. Сам Ротшильд приглашает его в свой замок в Бордо, чтобы Серебряков запечатлел на бумаге невиданной красоты фасады и интерьеры. Да, он писал с фотографической точностью, прорабатывая каждую деталь от вазы из синего хрусталя до только что отглаженных воротников рубашек. А чего стоит один только «Бал века» в Венеции, куда Серебряков приехал по приглашению богатейшего парижского мецената Шарля де Бестеги.
«Съехался весь свет! И среди модельеров и художников, которые участвовали в декорировании гостей, были Сальвадор Дали, Кристиан Диор, Баленсиага, Ланван, то есть крупнейшие марки, и Александр Серебряков точно так же в этом участвовал. Он писал и интерьеры, он запечатлел, как гости фланировали по замку, как они подъезжали на гондолах, то есть это красивое событие оказалось в документах, практически же это исторические документы того, что там происходило», — рассказывает куратор выставки Наталия Курникова.
Все свои работы Серебряков писал акварелью и гуашью, эти краски, в отличие от масла, не давали художнику права на ошибку. Мастерство совершенно нового уровня! Даже к одной картине порой создавалось десятки эскизов, чтобы каждая деталь выглядела безупречной.