Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
25 октября 2019, 21:35

В первый раз на российской сцене постановка «Дон Кихот» знаменитого невозвращенца Рудольфа Нуреева


Кирилл Клейменов

Большое событие в балетном мире — премьера «Дон Кихота» в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Впрочем, это не совсем премьера. Это реставрация знаменитого спектакля в постановке Рудольфа Нуреева. В событии активно участвовал Фонд Нуреева — в зале много друзей и партнеров Нуреева по сцене.


Безусловно, Нуреев — грандиозная фигура. Даже сейчас, через десятилетия после его смерти, все, связанное с ним, вызывает колоссальный интерес. Не будучи знатоком балета, рискну заметить: в некотором роде Нуреев сам по себе продукт своего времени, как любой большой артист.


Что я имею в виду? Хорошо известный всем неполиткорректный вопрос. Образ Нуреева основан на буквально звериной мужественности. И поэтому его успех — это успех прежде всего у женщин. Любой успех в шоу-бизнесе обычно основан на этом. Так вот, женщины всего мира были ему преданы, а он им — нет.


Время было такое, романтическое. Сейчас другое, в каком-то смысле гораздо более честное. Между правдой жизни и правдой искусства разница как-то уходит. И в каком-то смысле это, согласитесь, грустно. Как, впрочем, очень грустна и история «Дон Кихота». Как себе представлял ее Нуреев на сцене, увидел мой коллега Петр Дерягин.

Звон доспехов и шелест платьев. Пока костюмеры проверяют буквально каждый стежок на пышных нарядах, мимо проезжает гигантская ветряная мельница. Хорошо ли сидят усы у благородного идальго? И готов ли Росинант — верный конь? Закулисье театра Станиславского и Немировича-Данченко кипит. Новый, 101-й сезон, должен открыться ярко.

Этот балет по-испански горяч и по-французски ослепителен. Дон Кихот в редакции знаменитого Рудольфа Нуриева, настоящий хит Парижской оперы — теперь и в России. Ученик Нуриева и звезда мировой балетной сцены Лоран Илер. Худрук труппы тщательно разбирает партии с исполнителями — они должны играть, танцуя, и танцевать, играя.

«Возможности человеческого тела безграничны, столько движений, столько вариантов, — говорит Лоран Илер. — И Рудольф умел это использовать, у него свой неповторимый стиль, в этом балете он придумал множество новых движений. Когда я сам танцевал хореографию Нуриева — для меня это было открытием».

Воздушный и беззаботный, этот балет отличает высокая техническая сложность элементов и в тоже время он не боится показаться смешным. Уморительные дуэли, городская суета, Дон Кихот, сражающийся с мельницей и повисающий на ее крыльях.

Перед тем как стать рыцарем печального образа, обедневший дворянин из Ламанчи придумывал себе имя — Дон Кихот — целую неделю. А вот и рыцарские романы, которыми он зачитывался, мечтая о славе.

Из мелких и точных деталей собирается огромное полотно. В этом балете словно нет второстепенных персонажей, каждый рассказывает свою историю. А танец, придуманный Рудольфом Нуриевым, связывает эти истории.

«Он более резкий, более точеный, много позировки, много корпуса, руки, и быстрота движений очень важна. Мы тоже горячая нация, русские, и на мой взгляд, это легко передать, вот эту резкость в движении, резкость в высказываниях», — говорит премьер театра Денис Дмитриев.

Балерины в этом спектакле не только разучивали новые движения, но и осваивали новые костюмы, которые значительно отличаются от балетной классики.

«У пачки, как обычно, нету «стальки», это внутри такой жесткий каркас, это какую-то такую воздушность придает ей», — отмечает солистка балета Наталья Клейменова.

«Я в первый раз вообще выхожу в каблуках на сцену, потому что я никогда раньше не выходила, это для меня другой опыт, это тоже здорово!» — делится Ольга Сизых.

Сам Рудольф Нуриев танцевал партию Базиля — молодого цирюльника — еще в Дон Кихоте, поставленным в Кировсков театре, ему был 21 год.

Но он всегда мечтал сделать свою версию этой истории. Истории о настоящей любви, разворачивающейся в мире приключений и подвигов самого известного рыцаря печального образа. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей