Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
30 октября 2019, 21:24

В День памяти жертв политических репрессий в Катыни захоронили останки, найденные в этом году


Кирилл Клейменов

30 октября День памяти жертв политических репрессий. Знаете, с ними, с репрессиями, в нашей стране случилась одна очень странная метаморфоза. Она, эта метаморфоза, объясняет особенности национальной истории.


В конце 80-х, если помните, случилась вместе с гласностью и перестройкой вторая грандиозная волна развенчания культа личности Сталина. Сквозь мутные потоки пропаганды пробился чистый ручеек правды про репрессии. Чтобы вскоре превратиться сначала в море, а потом уже в полноценный океан правды.


Сначала заговорили про миллионы жертв. Многие миллионы. Потом объявили — уже десятки. Далее на этом неслыханном аукционе правды обреченно выдохнули — сто! Сто миллионов репрессированных! Странно, что в это все поверили.


В конце 30-х годов в Москве и Ленинграде, по которым основным катком прошлись репрессии, жили в общей сложности около семи миллионов человек. Создали комиссию под руководством Александра Николаевича Яковлева. Его уж точно в симпатиях к Сталину не заподозришь. 


Комиссия работала, работала много лет и тщательно. И выяснилась странная вещь. Согласно документам, пусть неполным, репрессиям с 1921 по 1953 год — год смерти Сталина — подверглись более четырех миллионов человек.


И началось... Всего-то? Не десятки миллионов, а четыре? Да это же — ну, даже слово подобрать трудно. Сталин — он же святой! Оклеветанный к тому же ненавистниками и врагами России. Сколько всего сделал. Войну выиграл. И всего-то четыре миллиона посадил.


Когда коллеги удивляются — почему это Сталин так популярен в России сегодня? Что это — врожденное генетическое рабство нашего народа или результат отрицательной генетической селекции 70 лет советской власти? Можно точно ответить на этот вопрос: это прямой результат сознательного искажения истории ради высоких идеалов.


Но тем не менее! Мы знаем: четыре миллиона — это огромная цифра. Это население целого государства. И миллион. И сто тысяч. И тысяча. И один невинно осужденный. Мы никогда этого не должны забыть. И не забудем. Ни сегодня, в этот день, ни в остальные дни нашей жизни.

Эти числа теперь как пароль для тех, кто приходит к «Стене скорби». 10 — это Колыма. 68 — Соловки. На небольшом кусочке грубого бесформенного камня помещается судьба тысяч людей, чью жизнь перемолол ГУЛАГ. Номер семьи Пашаевых 1 — Алтайский край. На исправительные работы забрали папу Юлии Михайловны, когда ей был всего годик. С отцом успела попрощаться только старшая сестра — она смогла пробраться к бараку.

«Вид его, конечно, был ужасный. Его били, он оглох на одно ухо. Он только сказал: «Скажи маме, что я ни в чем не виноват. Но меня обвинили и приговорили к расстрелу», — рассказывает Юлия Пашаева.

В этом месте невозможно остаться равнодушным. Чтобы только оказаться возле памятника, ты вынужден идти по камням, которые привезли из разных лагерей. И в этот момент каждый шаг отдается болью.

Люди подолгу стоят, вглядываясь в монумент. Лилия Яковлевна пришла почтить память своей мамы. Она работала продавцом хлеба.

«И за то, что она крошки отдала своей сестре, ее посадили. Нас выгнали из дома, у нас конфисковали все имущество», — говорит Лилия Чекалкина.

Только в 1937-38 годах было арестовано более полутора миллионов человек, почти половина — расстреляны. В память о своих родственниках сегодня возложил цветы и новый глава Совета при президенте по правам человека Валерий Фадеев.

«Не все архивы до сих пор открыты. Их надо окончательно открыть, оцифровать», — сказал Валерий Фадеев.

Эти архивы помогут родственникам погибших, наконец, узнать, где захоронены их предки. Многие кладбища уже исчезли. На других — страшно оказаться.

«Вот эти холмики, на которых стоят просто палочки, и на этих палочках от консервных банок дно, на котором выцарапаны номер и место. Даже это не номер заключенного, а это номер и ряд места», — поясняет директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов.

В Иркутске на одном из таких кладбищ местным жителям все-таки удалось сохранить память о погибших. На некоторых табличках, помимо имени, есть даже фотографии.

В Магадане люди собрались у знаменитой Маски скорби работы Эрнста Неизвестного. На этом месте в сталинские времена находился перевалочный пункт, с которого заключенных отправляли в исправительные лагеря.

Сегодня здесь, как и на Левашовском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге, потомки репрессированных громко зачитывали их имена.

Особенный день и в Смоленской области. В селе Катынь. Все знают это место по расстрелам тысяч польских военнопленных. Но еще раньше, в 30-е годы, здесь казнили советских граждан. Тела их просто оставляли в расстрельных ямах. Этим летом поисковые отряды обнаружили в «долине смерти» — так называют этот участок Катынского леса — останки 559 человек.

По жертвам репрессий весь день сегодня плачет Колокол Памяти. Это висящий на цепи кусок рельса. Ударом в него заключенных будили на работы. Звук глухой и тревожный. Сегодня он звонит, не переставая.

Читайте также: