Ровно 30 лет назад впервые в истории отечественной авиации была совершена посадка самолета на авианосец
Важная дата в истории отечественной палубной авиации. Ровно 30 лет назад впервые была выполнена горизонтальная посадка на авианосец. Если проще – истребитель сел на него «по-самолетному», а не вертикально. Сложнейшая операция, которая доказала: наши летчики одни из лучших в мире.
Затаив дыхание, летчики и инженеры наблюдают за первым в отечественной истории приземлением истребителя Су-33 на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». После блестящей посадки они бегут к самолету, чтобы поднять на руки пилота Виктора Пугачева.
– Виктор Георгиевич, сегодня летная погода?
– Сегодня замечательная погода, хорошая, как раз для всех видов полетов.
Проходя мимо точной копии корабельного истребителя Су-33, легендарный летчик и герой Советского Союза Виктор Пугачев, кажется, хоть сейчас готов подняться в небо. Но ровно 30 лет назад говорит, никто и не знал, что именно 1 ноября эта посадка состоится. Разрешение на полет получили в самый последний момент. Спешили выполнить программу.
– Для всех профессионалов это было желаемое ожидание, которое необходимо было совершить, чтобы сказать да, это состоялось. Пока самолет не сел на палубу, мы были в стадии поиска, решения, проверки, испытаний, – вспоминает Виктор Пугачев, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского союза.
До исторической посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» в течение нескольких лет конструкторы на базе Су-27 разрабатывали надежный палубный истребитель. Появились складывающиеся крылья для компактности, усилены стойки шасси и вот, пожалуй, самая главная деталь в хвостовой части тормозной гак, то есть стальной крюк, с помощью которого самолет цепляется за тросы, натянутые на палубе.
В начале 80-х такие приземления летчики отрабатывали не одну сотню часов на уникальном сухопутном комплексе «Нитка». Его габариты полностью повторяют палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».
– Обучение было, в том числе, и психологическим, что такое зацеп за трос, что такое взлет с трамплина, никто еще не знал, летчикам было перестроиться достаточно сложно, – говорит Игорь Вотинцев, заслуженный летчик-испытатель, герой России.
Посадка на авианосец и сегодня требует от летчиков предельной концентрации и филигранной точности. Ведь это только вблизи палуба выглядит гигантской. По словам пилотов, нередко на высоте площадка может показаться чуть больше почтовой марки.
Су-33 заходит на посадку со скоростью примерно 250 км в час. Стальной крюк цепляет один из тросов, закрепленных поперек посадочной полосы на палубе авианосца. Всего их четыре. Летчику нужно уместить свой самолет в отрезок длиной 36 метров.
– В момент удара о палубу самолет садится с перегрузкой 5,5 единиц, трудно представить, с чем можно его сравнить на земле, ну, наверное, как с очень резким торможением, когда мы стоим в автобусе, – продолжает Виктор Пугачев.
В том же 1989 году Виктор Пугачев на французском авиасалоне в Ле-Бурже впервые в мире выполнит фигуру высшего пилотажа, названную впоследствии «коброй Пугачева», показав высочайший уровень авиационных технологий в Союзе. А в качестве летчика-испытателя на самолетах Сухого установит 13 мировых рекордов. Но одним из самых главных достижений в карьере считает посадку на крейсер «Адмирал Кузнецов», с которой началась история отечественной палубной авиации.