Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
1 ноября 2019, 09:18

Ровно 30 лет назад впервые в истории отечественной авиации была совершена посадка самолета на авианосец

Важная дата в истории отечественной палубной авиации. Ровно 30 лет назад впервые была выполнена горизонтальная посадка на авианосец. Если проще – истребитель сел на него «по-самолетному», а не вертикально. Сложнейшая операция, которая доказала: наши летчики одни из лучших в мире.

Затаив дыхание, летчики и инженеры наблюдают за первым в отечественной истории приземлением истребителя Су-33 на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». После блестящей посадки они бегут к самолету, чтобы поднять на руки пилота Виктора Пугачева.

– Виктор Георгиевич, сегодня летная погода?

– Сегодня замечательная погода, хорошая, как раз для всех видов полетов.

Проходя мимо точной копии корабельного истребителя Су-33, легендарный летчик и герой Советского Союза Виктор Пугачев, кажется, хоть сейчас готов подняться в небо. Но ровно 30 лет назад говорит, никто и не знал, что именно 1 ноября эта посадка состоится. Разрешение на полет получили в самый последний момент. Спешили выполнить программу.

– Для всех профессионалов это было желаемое ожидание, которое необходимо было совершить, чтобы сказать да, это состоялось. Пока самолет не сел на палубу, мы были в стадии поиска, решения, проверки, испытаний, – вспоминает Виктор Пугачев, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского союза.

До исторической посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» в течение нескольких лет конструкторы на базе Су-27 разрабатывали надежный палубный истребитель. Появились складывающиеся крылья для компактности, усилены стойки шасси и вот, пожалуй, самая главная деталь в хвостовой части тормозной гак, то есть стальной крюк, с помощью которого самолет цепляется за тросы, натянутые на палубе.

В начале 80-х такие приземления летчики отрабатывали не одну сотню часов на уникальном сухопутном комплексе «Нитка». Его габариты полностью повторяют палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

– Обучение было, в том числе, и психологическим, что такое зацеп за трос, что такое взлет с трамплина, никто еще не знал, летчикам было перестроиться достаточно сложно, – говорит Игорь Вотинцев, заслуженный летчик-испытатель, герой России.

Посадка на авианосец и сегодня требует от летчиков предельной концентрации и филигранной точности. Ведь это только вблизи палуба выглядит гигантской. По словам пилотов, нередко на высоте площадка может показаться чуть больше почтовой марки.

Су-33 заходит на посадку со скоростью примерно 250 км в час. Стальной крюк цепляет один из тросов, закрепленных поперек посадочной полосы на палубе авианосца. Всего их четыре. Летчику нужно уместить свой самолет в отрезок длиной 36 метров. 

– В момент удара о палубу самолет садится с перегрузкой 5,5 единиц, трудно представить, с чем можно его сравнить на земле, ну, наверное, как с очень резким торможением, когда мы стоим в автобусе, – продолжает Виктор Пугачев.

В том же 1989 году Виктор Пугачев на французском авиасалоне в Ле-Бурже впервые в мире выполнит фигуру высшего пилотажа, названную впоследствии «коброй Пугачева», показав высочайший уровень авиационных технологий в Союзе. А в качестве летчика-испытателя на самолетах Сухого установит 13 мировых рекордов. Но одним из самых главных достижений в карьере считает посадку на крейсер «Адмирал Кузнецов», с которой началась история отечественной палубной авиации.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей