На Всероссийской конференции в центре имени Димы Рогачева говорят об обучении детей в больницах
Школа как лекарство. Уникальный образовательный проект, аналогов которому нет в мире. И за этим опытом уже приезжают педагоги из других стран. И создал «УчимЗнаем» человек, который не понаслышке знает, что такое горе, боль и, казалось бы, безысходность. Казалось бы. Но выход есть. Он нашел его для себя, и он нашел его для детей. В центре имени Димы Рогачева — Всероссийская конференция.
В этой школе нет звонков на уроки, а перемены проходят под болезненными капельницами. Но на занятия дети бегут, пусть и на костылях, и шутят, что у них даже есть своя форма — маски на лице. А еще самые классные преподаватели.
Сегодня тема — животные. Это урок по окружающему миру в первом классе. Правда, большинство детей последние несколько месяцев этот окружающий мир видят только из окна больницы. Поэтому долой скучные учебники. Лучше вспомнить о любимой собаке или морской свинке, которые ждут дома.
«Я люблю играть со своей кошечкой Паней. Она очень ласковая», — рассказывает мальчик.
Вова немного расстроился, когда понял, что еще не скоро увидит свою Паню. Да еще и эта капельница, которую нельзя убрать даже на занятиях.
«Тяжело, но я терплю», — говорит Володя Лосев.
Чтобы его отвлечь, учительница сразу придумывает игру. Для зрителей — подсказка.
Но школа — это, конечно, не только игры. Дети в центре Димы Рогачева не отстают от стандартной учебной программы. Занимаются в небольших группах. Когда нужно — индивидуально. Здесь даже ЕГЭ сдают, пусть в палате и под присмотром врачей. Пять лет назад больничную школу «УчимЗнаем» придумал Сергей Шариков.
«Здесь нужно идти от интереса ребенка. Если ребенку неинтересно, в состоянии болезни он может сказать: "У меня сейчас что-то болит, я плохо себя чувствую". И вы ничего не сделаете. А если есть интерес, поверьте, даже с капельницей, под тяжелыми процедурами ребенок будет заниматься делом», — говорит руководитель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков.
Врачи готовы прописывать школу как лекарство.
«Нужно отвлечь ребенка. Ему нужно показать, что болезнь — это этап, и он пройдет. И будет опять жизнь, будет будущее. Ничто лучше, чем школа, это не показывает», — сказал главный врач центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева Дмитрий Литвинов.
Вильям уже победил свою болезнь. А несколько лет назад, после очередного курса химии, он так ослаб, что даже не было сил удержать в руках любимую скрипку. Но как только парню стало лучше, больничная школа помогла записать ему первый альбом. Теперь Вильям ездит с концертами по всей Европе. А накануне он выступил на конференции, где собрались специалисты по больничным школам со всего мира.
«Я очень впечатлена тем, как работают госпитальные школы в вашей стране. Это не только достойный уровень образования, но и совершенно особенные учителя. Они к каждому ребенку относятся как родному. И такого я больше нигде не видела», — призналась ученый-исследователь проблем госпитальной педагогики (Великобритания) Марианти Пападимитру.
В Москве работает четыре такие школы. По всей России — больше 30. Скоро проводить уроки начнут и в детском хосписе «Дом с маяком». У этих детей точно нет времени откладывать детство на потом. А болезнь совсем не повод не подергать одноклассницу за косички.