Каннский фестиваль, отмененный из-за начала Второй мировой войны, решили провести сейчас
Чтобы стать зрителем и участником Каннского кинофестиваля 1939 года, машина времени не нужна. Все происходит прямо сейчас. В программе — те же фильмы, в том числе из Советского Союза. Как эти ленты смотрятся в нынешних реалиях?
80 лет назад песня «Три танкиста» должна была звучать на Лазурном берегу в конкурсной программе самого первого выпуска Каннского фестиваля. И все было готово к этому празднику кино: фильмы отобраны, знаменитости приглашены и даже устроен бал в честь предстоящего события. Открытие назначили на 1 сентября 1939 года. Но в этот день началась война, и праздник отменили
Несостоявшийся фестиваль решили все-таки провести 80 лет спустя, но не в Каннах, а в Орлеане, откуда родом тогдашний министр образования Франции Жан Зе. Именно он был инициатором этого первого киносмотра в 1939-м.
Жан Зе задумывал Каннский фестиваль в противовес Венецианскому, который под патронажем Муссолини все больше и больше превращался в фашистскую агитку. Но министр так и не увидел воплощения своей идеи.
«Он был убит в июне 1944-го французской полицией, которой по сути управляли немцы. Его расстреляли, потому что он был евреем и участвовал в Движении Сопротивления», — рассказывает дочь Жана Зе, член жюри Элен Мушар-Зе.
Каннский фестиваль впервые провели уже после войны, в 1946 году. Чтобы восстановить историческую справедливость, организаторы постарались сделать все, как задумывал Жан Зе. Три года ушло на то, чтобы восстановить список конкурсных картин и найти их копии.
«Многие ленты были в очень плохом состоянии, требовалась реставрация. Многие надо было переводить. В итоге из 38 картин, которые тогда были в конкурсе, нам удалось собрать 29», — рассказывает директор фестиваля Канны-1939 Франсуа Гаспар.
Четыре из них — советского производства. Пожалуй, ни до ни после отечественный кинематограф не был так масштабно представлен на западном кинофестивале. Впрочем, изначально планировалось, что картин будет только две, но вмешалась большая политика.
«Советские фильмы были запрещены во Франции. Все боялись распространения коммунистических идей. Но Жан Зе принял политическое решение. Советское кино было антифашистским, это было важнее. В некотором смысле в Каннах формировалась антигитлеровская коалиция», — отмечает историк кино Оливье Луб.
«Москва немедленно ответила согласием. Сталин понимал, что участие в этом фестивале — это советская витрина на Западе. Но он выдвинул условие: фильмов должно быть не меньше, чем французских и британских», — рассказывает историк кино Натали Лоран.
Кроме «Трактористов» из Москвы тогда прислали ленту Ефима Дзигана «Если завтра война», а также фильмы «На границе» Александра Иванова и «Ленин в 1918 году» Михаила Ромма.
С поправкой на время они снова окажутся в конкурсе вместе с культовым «Волшебником из страны Оз», триллером Альфреда Хичкока, мультфильмами Уолта Диснея и картинами из Швеции, Бельгии, Голландии и Польши.
«В этом и интрига, что в конкурсе участвуют настолько разные фильмы: и признанная классика, и совсем неизвестное для нас кино. Ведь в Европе до сих пор мало кто знает, что в те времена в СССР снимали мюзиклы. И какие! Музыкальная комедия о жизни в колхозе — это же невероятно!» — отмечает кинокритик Антуан де Баэк.
Здесь все атрибуты кинофестиваля: конкурс, жюри, награды, обширная программа. Есть даже красная дорожка и пальмы. Правда, в Каннах на набережной Круазетт они выше раз в десять. Но это не главное. Самое главное — полные залы.
«Мы столько интересных картин посмотрели. Как будто погрузились в новый неизведанный мир. Посмотрели «Ленин в 1918 году. Кинематографически это очень сильная работа. Как раз сравнивали фильмы Дзигана и Эйзенштейна. Ну, совершенно разное кино», — делятся впечатлениями зрители.
Всего в конкурсе 10 номинаций. Помимо классических — «Лучший фильм», «Лучший актер», «Лучшая актриса» есть еще приз зрительских симпатий и приз юной публики, для которой этот фестиваль как урок истории, живой и наглядный.