Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
23 декабря 2019, 21:05

Владимир Путин дал старт движению по железнодорожной части моста через Керченский пролив


Кирилл Клейменов

Керченский мост. Уникальное явление нашей жизни. Я бы сказал, религиозное почти. Повторяю — почти! Мост один. А радостей — три! Сами судите. Сам по себе мост самый большой в Европе. Раз! Автомобильная дорога. Два! Ну и сегодня. Поезда пошли. Три!


О чем все это чудо? А вот о чем. Мост соединил Крым с материком, с Россией, гораздо прочнее, чем перекоп с другой, украинской стороны. Почему? Потому что воля людей быть вместе, она сильнее любой географии. Павел Краснов убедился в этом.

Этого ждали четыре года, с тех пор как из Крыма по старой железной дороге ушел последний состав, а строители начали вбивать в море сваи. Ждали моста и команды "поехали". И вот стройка закончена. Из Керчи на станцию Тамань отправляется первый символический состав.

Главное событие года, а может, и не только. Все-таки «стройкой века» этот мост привыкли называть уже давно. Пять тысяч тонн рельсов, 3,5 тысячи свай, металлические пролеты весом 160 тысяч тонн, и главное — четыре года круглосуточной работы. И вот полуостров Крым и материковую Россию вновь связывает железная дорога.

Владимир Путин в кабине машиниста. Он с первых дней следил за работой на Крымском мосту, и в этот день не мог оставаться в стороне. Рельсовый автобус, идущий с одного берега на другой, набирает ход.

«Значительно мягче, чем в автомобиле», — отмечает президент.

«И весь этот путь, Владимир Владимирович, и вся Крымская железная дорога, мы ее тоже привели в порядок. Там у железнодорожников специальные баллы. 11 — это просто идеальный путь, а здесь — 17 баллов», — поясняет президенту министр транспорта Евгений Дитрих.

Железную дорогу пришлось строить и на берегу. До моста и от него. Работа поистине титаническая. Кое-где строителям понадобилось в прямом смысле свернуть горы. Мостовикам тоже пришлось укрощать стихию. Здесь подсчитали: за время строительства шторм в Керченском проливе продолжался 10 тысяч часов.

«Мне основной руководитель с простой русской фамилией Ротенберг позвонил ночью и говорил таким голосом, что я его спрашиваю: «Ты чего, выпил что ли?» Он говорит: «Нет, ты что? Здесь никто даже близко ни к какой бутылке не подошел». И дальше сказал очень хорошие слова: «Только русский человек это может сделать», — рассказал президент России.

«Ну, они говорят, что молодежь мы подтянули. И на самом деле это так. А вот Островский, он помолодел на этой стройке. Говорит: «Хочу еще строить», — отметил руководитель компании «СГМ Мост» Аркадий Ротенберг.

Чтобы вспомнить и рассказать обо всем, что вместили в себя четыре прошедших года, одной поездки слишком мало. Но видео, ускоренное в тысячи раз, дает представление, как изменилось за это время то место, где сейчас возвышается над водой Крымский мост.

Сейчас по мосту могут в сутки проехать 94 состава. Но в идеале он рассчитан на движение почти как в метро. 2,5 минуты — интервал между пассажирскими поездами. Четыре минуты — между грузовыми. Запустить грузовые составы планируют к лету. А потом команде строителей понадобятся другие высоты, покорить которые им точно по силам. Крымский мост оказался кузницей кадров и школой, где молодые строители приобретали бесценный опыт.

«15 тысяч человек, которые здесь работали четыре года эти, конечно, мы надеемся, что найдется где работать в нашей стране; вот подтверждение тому, что молодежь наша сейчас отправляется уже на стройки в другие регионы; это большая школа, конечно, для нас была и мы показали свое мастерство, знания. Страна может гордиться!» — подчеркнул заместитель генерального директора по инфраструктурным проектам компании «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин.

О том, куда дальше расти транспортной системе юга России, президенту показывают уже на берегу. В Крыму тянется новая трасса «Таврида», завершение которой не за горами, а на Кубани новая дорога должна связать Сочи и Геленджик.

Новые горизонты и на железной дороге. Из аэропорта Анапы в Крым может пойти электричка. Ну а пока — конечная точка сегодняшнего маршрута станция Тамань.

На больших экранах видеосвязь с Петербургом. Там под парами стоит состав, для которого и открыли 23 декабря железнодорожную часть моста.

«Вы показали, что мы можем на основе своей собственной технологической базы осуществлять такие масштабные проекты. Это вселяет без всякого преувеличения практически в каждого из нас уверенность в том, что мы и другие подобного рода проекты можем, и обязательно будем делать в будущем. Спасибо вам большое за вашу настойчивость, за ваш талант, всем — и строителям, и инженерам, и ученым, и археологам, и тем, кто занимался природоохранной деятельностью. Это большой, огромный, мощный коллектив людей, которые приехали со всей страны, от Дальнего Востока и кончая Европейской частью. Поздравляю вас с этим событием!» — сказал глава государства.

Вот он, исторический момент, какими богат сегодняшний день. Строители Крымского моста, четыре года работавшие на возведении переправы, приветствуют отправление пассажирского поезда, которому суждено первым пересечь Керченский пролив по железной дороге.

Впереди у поезда почти двое суток пути. И здесь его с нетерпением ждут. По Крымскому мосту он должен проехать в ночь на 25 декабря.

Читайте также: