Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
12 января 2020, 10:06

В США в Северной Каролине почтили память советских летчиков, участников секретного проекта «Зебра»

В годы Второй мировой они перегоняли из Штатов в нашу страну самолеты-амфибии. На церемонии отметили, насколько важно и сейчас противостоять общим угрозам. 

Эта фотография поднятого у побережья Северной Каролины советского самолета сделана в 1945. Но в местных газетах она появилась только сейчас. Недавно рассекретили часть военных архивов, и жители небольшого американского городка Элизабет Сити с удивлением узнали: здесь в годы Второй мировой русские и американцы вместе работали над секретной миссией. 

– Я тогда подрабатывал на станции береговой охраны. Иногда я видел русских по утрам и пытался с ними говорить. Но они молчали и улыбались в ответ, – рассказывает Морган Эванс.

Разговаривать с местными советским летчикам было строго запрещено.

– Если мы посмотрим папино личное дело, там написано, что ни в какой Америке он не был, а был командиром дивизии на Дальнем Востоке с 43-го по 45-й год, – говорит Елена Рубина, дочь Максима Чибисова.

На самом деле на тот момент подполковника Максима Чибисова направили в США руководить проектом под кодовым названием «Зебра». Советскому Союзу очень нужны были самолеты для флота. Однако США не торопились поставлять их на фронт. Дело сдвинулось с мертвой точки после Тегеранской конференции, Рузвельт лично дал добро.

«Каталина» стала самым массовым в мире гидросамолетом: простой, надежный, эффективный. В военные годы эта летающая лодка могла нести не только бомбы, но и груз весом почти две тонны. При этом на машинах стояло передовое оборудование – сверхточный прицел. Уникальный для того времени компьютер, который в США разрабатывали столь же секретно, как атомную бомбу.

– Они могли, будучи оснащенными современной навигационной и связной аппаратурой, привлекаться для поиска неприятельских подводных лодок, они оказывали помощь экипажам, которые совершали вынужденные посадки на воду, – говорит Дмитрий Хазанов, военный историк.

Советские летчики никогда не летали на подобных машинах. Технические особенности нужно было изучить очень быстро, попутно преодолевая языковой барьер.

– Пилоты, русский и американец садились в кресло, мой отец садился между ними на подушке. Двигатели работали так громко, что американцу приходилось кричать, и мой отец переводил все это на русский, – делится Грегори Гагарин.

Американец с русскими корнями и известной фамилией Гагарин стал настоящим другом советского командира Чибисова. На групповых фотографиях они рядом.

Всего в Советский союз из Америки перегнали больше 180 летающих лодок. Не все наши экипажи добрались до дома. Один пропал без вести у берегов Норвегии, другой разбился вскоре после взлета с американской базы.

В 75-ю годовщину этой трагедии память погибших почтили в Элизабет Сити. На вечер памяти, организованный местным музеем, пришло столько американцев, что гостям приходилось стоять в проходах.

– Особенно приятно, что все американцы говорили о важности совместного взаимодействия с общими вызовами и угрозами. Все американцы говорили о необходимости сохранения правды о Великой Победе, о том, как вместе мы воевали на фронтах и вместе победили, – признается Анатолий Антонов, чрезвычайный и полномочный посол РФ в США.

Память об уникальном сотрудничестве советских и американских пилотов в Элизабет Сити собирались увековечить в монументе. Правда, городской совет уже два года тормозит инициативу. Чтобы ускорить дело, три тысячи жителей даже подписали петицию.

Никого из участников миссии «Зебра» уже нет в живых. Но по обе стороны океана о ней помнят. В американском доме бережно хранят нагрудный знак пилота советских ВВС, подаренный на прощанье нашим командиром. А в русском доме берегут американский портсигар, с автографами летчиков США, которые участвовали в проекте. 

Читайте также: