Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
12 января 2020, 21:14

В Тегеране акция памяти жертв авиакатастрофы переросла в митинг против Корпуса стражей исламской революции

В Иране признание властей, что пассажирский самолет был сбит силами ПВО, привело к обострению внутриполитической обстановки. На улицы Тегерана вышли тысячи людей, возмущенных тем, что правительство три дня скрывало истинные причины гибели 176 человек. Причины крушения украинского Boeing установлены, но долгосрочные политические последствия этой трагедии сегодня непредсказуемы.

Записи бортовых самописцев еще только предстоит расшифровать, но диспетчерская вышка тоже хранит переговоры экипажа с землей. Судя по ним, до того, как в самолет попала ракета, это был совершенно обычный полет.

– Диалог с аэропортом был до последней секунды происшествия. Было согласование маршрута, было согласование поворота. До нас летели авиакомпании всего мира и после нас летели авиакомпании всего мира. К сожалению, наш борт оказался не в том месте, не в тот час, – заявил Евгений Дыхне, президент авиакомпании «Международные авиалинии Украины».

Иранский президент Рухани назвал случившееся «непростительной человеческой ошибкой», принес извинения Киеву и пообещал: виновные будут наказаны. Детали совместного расследования главы Ирана и Украины обсудили по телефону.

– Мы договорились о полном юридическом и техническом взаимодействии и о вопросах получения компенсации. Мы договорились, что никто не отвертится. Офис Генерального прокурора Украины возбудил дело по факту убийства граждан Украины, – сообщил президент Украины Владимир Зеленский.

Три дня официальный Тегеран держал глухую оборону, категорически отрицая вину своих военных.

– Мы с уверенностью можем заявить, что самолет не был сбит ракетой. Лайнер горел более полутора минут, и пилоты пытались вернуться на аэродром, – говорил Али Абедзадех, глава агентства гражданской авиации Ирана.

Причину «техническая неисправность лайнера» власти озвучили практически сразу после катастрофы. Но исключительная для подобных случаев оперативность вызвала лишь дополнительные сомнения. Появившиеся записи подозрения только усилили. Летящий под острым углом, словно горящая стрела, самолет падал с высоты два с половиной километра.

Лишь когда к работе на месте катастрофы приступили международные эксперты, и стало ясно, что замять историю не удастся, иранский Генштаб выступил с официальным заявлением, а военные и политики публично попросили прощения.

– Я бы сам хотел умереть, лишь бы этого не случилось. Я беру на себя всю полноту ответственности и готов принять любое решение властей о моей судьбе, – выступил Амир Али Хаджизаде, командующий военно-космическими силами Корпуса стражей исламской революции Ирана.

После атаки на военные базы США в Ираке Тегеран готовился отражать ответный удар. Вокруг иранской столицы выстроили дополнительную линию ПВО, степень боеготовности максимальная. Основные цели – американские беспилотники и крылатые ракеты.

На излете ночи именно с ракетой украинский Boeing перепутал оператор зенитного расчета. Низколетящий, самолет ведь только набирал высоту, объект радары пусковой установки засекли всего в 19 километрах, это буквально под носом. На принятие решения было меньше десяти секунд. По точке на радаре потому и выпустили сразу две ракеты, не сомневались и били так, чтоб наверняка.

Фрагменты фюзеляжа со следами шрапнели не оставляют сомнений. Черные ящики самолета будут расшифрованы экспертами из Франции. Но еще до завершения формального расследования Тегеран согласился выплатить компенсации родственникам погибших. Впрочем, даже в такой ситуации Иран обвиняет США.

– Грустный день. Предварительные выводы внутреннего расследования наших военных говорят о том, что человеческая ошибка в момент кризиса, возникшего из-за авантюризма США, привела к катастрофе. Мы глубоко сожалеем, приносим извинения и соболезнования нашему народу, родным и близким погибших иранцев и граждан других стран, – написал в Twitter Мохаммад Джавад Зариф, министр иностранных дел Ирана. 

И тут для американцев сложилась непростая ситуация. С одной стороны, очевидно, разведка быстро установила: самолет был сбит силами иранских ПВО. Но с другой, ничего бы этого не было, если б лично Трамп не приказал ликвидировать генерала Сулеймани.

Возможно, поэтому, когда американские журналисты наперебой пересказывали утечки из Пентагона, Трамп как-то уж очень осторожно подбирал слова: «Кто-то мог допустить ошибку, кто-то с другой стороны, он летел, нет, это были не наши системы, это никак с нами не связано! Он летел в довольно опасном районе, и кто-то мог допустить ошибку».

Слова «Иран» и «самолет» в этом заявлении американский президент не произнес ни разу. И даже в день шокирующего признания иранских властей Трамп, словно дистанцируясь от темы, девять раз напишет в Twitter, но о катастрофе не вспомнит.

Центр Тегерана парализован. Толпа, заполонившая улицы, скандирует «не боимся, потому что мы вместе!». Акция памяти пассажиров разбившегося Boeing переросла в митинг против Корпуса стражей исламской революции и верховного лидера Хоменеи. Из 176 погибших при крушении лайнера большинство – иранцы.

Полиция отвечает жестко. Есть раненые. В неразберихе даже задерживают британского посла, который фотографировал происходящее. В гуще событий его приняли за подстрекателя. Соцсети исламской республики сегодня забиты репостами фото разбившихся в авиакатастрофе супругов с погибшим за пять дней до этого Касемом Сулеймани. Обещая жестоко отомстить Америке за его смерть, Тегеран ударил по своим. Европейское агентство по авиабезопасности выпустило рекомендацию: не летать над Ираном на высоте ниже семи с половиной километров, то есть в зоне досягаемости систем ПВО. Ведь кто бы ни нажал на кнопку, сама обстановка в регионе – ключевой фактор катастрофы. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей