Роль регионов в подготовке кадров обсудили на совместном заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию
Наш президент сегодня провел Госсовет. Тема — роль регионов в подготовке кадров. Иначе говоря, надо сделать так, чтобы лучшие учебные заведения были не только в Москве и Питере. В советское время задачу эту уже решали, и решили.
Новосибирск, Свердловск (нынешний Екатеринбург), Казань, Томск и еще десяток мест на карте страны. Не просто конкурентное образование — в каждом своя школа, своя академическая традиция. Значит, задача выполнимая. И перевыполнимая.
В идеале сделать так, чтобы по окончанию школы незачем было ехать в Москву, по крайней мере за дипломом. Опыт Ломоносова должен окончательно и бесповоротно отойти в историю, даже в область легенд. Пора. Вот уже триста с лишним лет прошло со времен его похода в Москву с рыбным обозом. Пора. Вот и президент согласен.
Заседание президиума Госсовета и Совета по науке и образованию посвящено подготовке кадров для экономики и социальной сферы. Чем не повод узнать у присутствующих, а что, собственно, повлияло на выбор их первой профессии?
«Я был строителем, начинал с монтажника-высотника, а потом прошел все ступеньки в строительстве», — рассказал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
«Первая работа была опиловщик деталей, это было в 14 лет, мечтал о собаке или о мотоцикле, но папа сказал: хочешь — иди работай», — говорит губернатор Псковской области Михаил Ведерников.
«Первую профессию я получил в 10 классе. Почему-то выбрал, мне так понравилось быть водителем», — сказал губернатор Тверской области Игорь Руденя.
«Я не выбирала. У нас было государственное распределение. Я была младшим научным сотрудником, а потом меня пригласили в Министерство финансов РФСР», — рассказала вице-премьер Татьяна Голикова.
Главная задача, поставленная президентом на заседании, — сделать все, чтобы подрастающее поколение смогло максимально эффективно раскрыть свой громадный потенциал в учебе и потом, конечно, в работе. И кузницей талантов должны выступать не только Москва и Петербург, но и регионы. Одной из основных проблем глава государства назвал сверхконцентрацию вузов в этих двух городах — более 200.
«Всякие разговоры «расселить» студенческую Москву и студенческий Питер, конечно, неприемлемы. Вместе с тем мы должны понимать, что далеко не все высшие учебные заведения в регионах в состоянии конкурировать со столичными городами, это пока очевидно. Не в состоянии конкурировать по качеству подготовки студентов, по квалификации преподавателей и тем более по уровню оснащения. Регионы теряют самое ценное при этом – таланты, кадры, молодежь. Вы знаете, звучат призывы повсеместно вернуть в вузы систему распределения. Сам многократно это слышал, встречаюсь с этими предложениями почти на каждой встрече с общественностью. Но вновь повторю: обязаловкой мы ничего не решим. Жизнь кардинально поменялась. Нужны условия для самореализации молодых людей, современные, привлекательные стандарты жизни и учебы, возможности для достижения успеха. Этими задачами нам и нужно вместе заняться», — заявил президент.
С 2021-го, по словам президента, ежегодно будет увеличиваться количество бюджетных мест в вузах. Это продиктовано положительной демографической ситуацией. И в первую очередь изменения коснутся регионов. Но очевидно, одним лишь этим молодежь не заинтересовать, в первую очередь жизнь и учеба в регионе должны быть привлекательными.
«Предлагаю обновить, построить в регионах современные студенческие городки, во всяком случае начать эту работу, с учебными аудиториями, спортивными сооружениями, технопарками, жильем для студентов, аспирантов и преподавателей. Уже в текущем году в целом на обновление материально-технической базы и капитальный ремонт вузов будет направлено 22 миллиарда рублей из федерального бюджета. Нужно посмотреть, какую часть из этих средств можно использовать именно на обновление студенческих городков», — сказал Владимир Путин.
А вот лжеучебным заведениям, вузам и институтам без лицензий Министерства образования и с похожими на известные вузы названиями надо преподать урок.
«Безусловно, нужно и дальше последовательно убирать вузы-пустышки – таких еще достаточно. Однако задача шире и сложнее, чем избавиться от подобных контор. Нам важно консолидировать ресурсный потенциал учебных заведений и научных институтов и там, где это обоснованно, ставить вопрос об их юридическом объединении, — сказал Владимир Путин. — Вместе с тем еще раз хочу подчеркнуть: речь идет не о чисто механическом слиянии. Нужно найти такие решения, которые повысят престиж, научный статус и доходы преподавателей и профессоров в регионах».
Не выдерживают конкуренции региональные вузы со столичными и в вопросе финансирования. Глава РАН предложил изменить систему расчета прибавок, ведь она определяется исходя из средней зарплаты по региону.
«Наши ведущие институты в Новосибирске, которые занимаются блестящей наукой, признанной во всем мире, в расчете на одного научного сотрудника получили в семь раз меньше прибавку финансирования, чем в Москве. А в Перми получили в 25 раз меньшую прибавку финансирования. Поэтому, может быть, в отношении ведущих вузов и научных организаций в регионах все-таки стоит делать привязку к потребительской корзине», — сказал глава Российской академии наук Александр Сергеев.
«Привязка зарплаты к потребительской корзине опосредованно и так осуществляется. Корзина, прожиточный минимум, потом МРОТ - это все выстраивается в одну цепочку. Но, тем не менее, я согласен с вами: когда мы говорим о повышении доходов людей, которые занимаются наукой, общие подходы не всегда подходят, не всегда являются корректными», — отметил Владимир Путин.
При этом источники финансирования вузов можно и нужно расширять.
«Вузы работают на регион, преподаватели и студенты живут там, проблемы образовательных учреждений губернаторам известны, числятся они по другому ведомству – за федеральным ведомством, допустим. И получается, например, субъект Федерации и может поддержать вуз, и хочет это сделать, но сразу же утыкается в бюджетное законодательство, коллеги рискуют столкнуться с обвинениями в нецелевом использовании средств. Согласен с предложением предоставить регионам право при наличии ресурсов напрямую финансировать программы развития местных вузов», — сказал президент.
Понятно, что не у всех регионов есть дополнительные средства на поддержку вузов или колледжей, но в этом может быть заинтересован бизнес, как, например, в Череповце. Яркий пример — местный химико-технологический колледж, студенты которого не только уже во время учебы знают, куда пойдут работать, но и получают стипендии от будущего работодателя.
Предложение исполняющего обязанности губернатора Севастополя — поощрять предпринимателей, которые вкладываются в систему образования.
«Рассмотреть возможность налогового вычета, если компания проинвестировала в СПО или университет средства, то на соответствующую сумму получить налоговые послабления», — сказал Михаил Развожаев.
В. Путин: «Из каких налогов вычеты, из региональных или федеральных?»
М. Развожаев: «Все-таки хотелось бы из прибыли федеральной».
«Прибыль, действительно, – это федеральный налог, но большая часть зачисляется в регион. Из 20 процентов 17 – в регион, поэтому мы здесь поделим, что называется, не поровну, конечно, но в большей части заинтересованы субъекты будут. Дело в том, что сегодня эта норма действует, и, действительно, те инвестиции, которые предприятия осуществляют в образовательный процесс, они могут на эту сумму увеличивать издержки и уменьшать базу для налогообложения прибыли», — говорит министр финансов РФ Антон Силуанов.
Еще одна идея от человека, который каждый день работает с талантливой молодежью, учениками образовательного центра «Сириус», Елены Шмелевой — дать больше свободы студентам.
«Мы считаем, что наш университеты должны стать дружелюбнее к студентам, давая возможность индивидуального обучения и выбора своей образовательной траектории, устанавливая разумный баланс между работой с педагогом и самостоятельным обучением, фундаментальным образованием и получением практических компетенций», —сказала Елена Шмелева.
Владимир Путин предложил обсудить вопросы кадровой подготовки и образования в следующий раз в начале учебного года, а за это время домашнее задание, полученное на сегодняшнем заседании, должно быть выполнено.