День рождения у автора музыки к любимым фильмам — композитора Геннадия Гладкова
Геннадию Гладкову — 85. Бременскому нашему музыканту. Он, между прочим, не детский композитор. Просто талант у него такой, детский. Точнее, так: он детский композитор для взрослых.
Все его темы, они яркие, а не прилипчивые. Сладкие, но не приторные. Ну, прям, как то время. Время нашего детства и юности. 70-80-е. Пластинка «Бременских музыкантов» в каждом доме.
Эстрада. Олимпиада. Мишка летит. Все мы родом оттуда. Вот и Геннадию Гладкову спасибо за это. За наше счастливое детство.
Поэт Юрий Энтин:
«Гладкову — 85. Сочувствовать или поздравлять?
Скажу тебе такое: не то, и не другое».
Поздравление с круглой датой для Геннадия Гладкова, конечно, не обошлось без иронии. Ведь ее так много и в его музыке. Эти вечно молодые, по-детски трогательные и задорные мелодии в нашей стране, наверное, знает каждый.
Когда 50 лет назад Гладков писал эту музыку, ему казалось, что он всего лишь дурачится. Да и сам мультфильм — провокация: Трубадур — в красных штанах, Осел — в бейсболке, музыканты — пародия на «Битлз», вольные шутки, дерзкие намеки и непозволительные интонации. В том числе и музыкальные. Они-то и сделают начинающего композитора знаменитым на весь союз. А вместе с ним ближайшего друга и коллегу — поэта Юрия Энтина.
«Вот если человек талантлив, он талантлив во всем. Вспомните: «Ах ты, бедная моя Трубадурочка», — говорит поэт Юрий Энтин.
Это должен был петь Муслим Магомаев, но когда Гладков ему показал, как надо петь, он сказал: «Я лучше Вас ни за что не спою, пойте сами».
Король мультфильмов! Он один умеет лишь несколькими нотами показать то, что не сыграет ни один актер и не нарисует ни один мультипликатор.
«Он идеально знал все мои недостатки голосовые, он ухитрялся сделать так, чтобы безумно комфортно в любом варианте исполнять будь то фильм спектакль или мультфильм, — говорит народный артист РСФСР Михаил Боярский. — И сразу понятно, какой кот. Он жонглирует и персонажами, и нотами, так профессионально, что отказаться от его предложения просто невозможно. Под его дирижерской палочкой получается чудо всегда. Обыкновенное чудо, Гладковское».
Музыку для обыкновенного чуда они сочиняли вместе с Марком Захаровым. Режиссер рассказывал — что, композитор наигрывал — как. А начался этот творческий союз с телеспектакля «Проснись и пой» и песни Гладкова, которая сегодня стала настоящим гимном музыке.
Впрочем, чтобы захотелось подпевать песням Гладкова, даже не нужны слова.
«Знаете, когда мы приехали в Америку на фестиваль Международный третий фестиваль в Лос-Анджелесе «Женщины в кино», я привезла картину «Человек с бульвара капуцинов». Картина там получила главный приз во многом, я думаю, благодаря музыке. Потому что как только мои американские коллеги послушали и посмотрели картину, они тут же запели: «Спасибо тебе, спасибо тебе», — вспоминает режиссер Алла Сурикова. — И в общем они «спасибо» пели мне, а я пою «спасибо» Вам, Геннадий Игоревич, потому что во многом успех этой картины — это Ваш успех».
И кажется, что все свои культовые мелодии Гладков пишет легко и даже играючи, но только задумывается зритель уже о чем-то очень важном.
Поэт Юрий Энтин:
«Пока мы зрителям нужны, нам эти цифры не страшны.
Так что вперед, вперед смотри, добро и музыку твори!»