В Новой Третьяковке открывается интерактивная выставка, посвященная русскому фольклору
Кто из нас в детстве не мечтал оказаться в настоящей сказке? Прогуляться по Тридевятому царству, поймать за хвост Золотую рыбку или победить Кощея?
Когда мистика готова поглотить целиком, а ты урезониваешь ее небрежно — джинсами. Золотая рыбка раскрывает рот в немом посыле, предупреждая: бойся своих желаний, я их исполню. А Дева, писаная маслом, наблюдает за тобой, теряясь в собственных отражениях. Ничего похожего на выставку. Сказка как она есть.
Волшебство подкрадывается. Окутывает сразу. Не все замечают, но первый зал — это уже декорации. Воссозданные интерьеры Третьяковки в Лаврушинском переулке. Здесь, в новом здании, таких залов никогда не было.
Вот карты путешественника спутаны, и он перед выбором: «Как прямо ехати — живу не бывати. Налево ехати — богату быти. Направо — женату». И вот так, сделав всего несколько шагов, из привычного мира проваливаешься в Сказочный лес, где блуждая в образах из детских сказок, накопленных аллюзий, чаяний, мечтаний, переживаний и даже страхов, теряешься, обретаешь, накапливаешь и обновляешься. Фокус в том, что куда бы ни пошел, все пути ведут к исходной точке — к камню, к выбору. И каждый, выбирая свой маршрут, создает свою собственную сказку.
Любые эмоции объявлены легитимными. В сказочном триллере куда ни пойдешь — найдешь себя. Выставка для семейного просмотра. Возможно, впервые детям будет так же интересно, как и взрослым. Буквально: тело формирует новый взгляд на искусство.
«Глазам немножко некомфортно. Мы привыкли смотреть чуть-чуть выше и туда, вперед. Для того, чтобы увидеть эту картину, нам нужно, видимо, присесть, сделаться чуть меньше ростом, и вместе со своим ребенком в режиме вовлечения посмотреть, понять и увидеть что происходит», — поясняет научный консультант — сокуратор выставки Никита Петров.
Если же смотреть на вещи по-взрослому, и в хрестоматийных произведениях живописи ждут открытия. Вместе с углом зрения смещаются акценты в полотнах. И сказка, как жанр, способна объединять любые пространства, как нельзя лучше подходит для путешествия в мир искусства.
«Нет человека, который бы сказал: «Ну, я чего-то не очень понимаю, что такое сказка». То есть все знают. Простота, доступность позволяют обратиться к ребенку во взрослом», — отмечает архитектор, художник экспозиции Алексей Трегубов.
Можно и поиграть. Косматый Косолапый в полном распоряжении посетителей. Внимание: экспонат можно не только трогать, на нем можно сидеть. Русская сказка архитектурна. Шедевры Васнецова — в театральных декорациях, что сами — предмет искусства. Современного.
«Если вы посмотрите на изображение этих волн, на фактуру, на композицию, это очень похоже на волны Билибина, например. Здесь довольно много цитат и классического искусства, которое ты видишь буквально везде — и в фактурах стен, и в архитектуре», — поясняет куратор проекта Татьяна Гетман.
Лес реальный и мифический — фактура свободная, едва осязаемая. И в лабиринте вдруг возникает подиум. Смыслы еще раскроют искусствоведы, но между собой уголок так и называют: загон для демонов. Ощущения не подводят — рядом Подземелье. Здесь заперли жизнь Кощея, а Баба Яга верховодит. В Царстве темных сил женских образов, как выясняется, предостаточно. К некоторым дамам вход вообще 16+. Хрустальный гроб и Спящая красавица — живьем. Смешение жанров лишь подтверждает: сказка потому и долгожитель, что меняется вместе с рассказчиком.
Волшебное пространство задает условия, а прочтение — за зрителем. Итак, ваша собственная сказка уже на выставке, в Третьяковке.