Удивительный по красоте и мощи звука орган зазвучит в концертном зале «Зарядье»
Мэр Москвы осмотрел один из самых больших в Европе органов в концертном зале «Зарядье». Так, хорошо. Осмотрел, и что? А вот что. Завтра 24 часа, круглые сутки на этом органе будут играть. Так, ну, допустим, допустим. Какой-то чемпион или чемпионы, сменяя друг друга, будут играть. 24 часа! Это же как знаменитая автогонка в Ле Мане.
Ладно. Вот, значит, четыре утра. Идет москвич по Кремлевской набережной. может, даже не один идет, с девушкой. И думает: «Вот бы орган послушать». А что? Токкату Баха. А тут — пожалуйста. Зал «Зарядье». Тепло. Сухо, пирожные в фойе. И орган играет. Да не простой, а самый большой. Где еще, в каком городе мира такое возможно? Определенно нигде. Сердце москвича как-то само собой наполняется гордостью. Вот у Ольги Паутовой уже, считай, наполнилось.
Каждый зритель оказывается внутри светового лабиринта, который напоминает звездное небо. И в центре этой Вселенной сияет главная звезда — орган. Путь устроен таким образом, что в какой-то момент кажется — еще совсем немного, и до музыканта можно будет рукой дотянуться!
Месье Оливье Латри прибыл из Франции. Он — главный органист Собора Парижской Богоматери. Говорит, садиться за новый инструмент все равно что знакомиться с новым человеком. Ведь в мире не существует двух одинаковых органов.
«Играть на органе не так сложно; другой вопрос, как все это прочувствовать. Нужно время, чтобы понять, как подстроиться под его звучание, чтобы получилась именно та музыка, которую ты хочешь сыграть», — поясняет Оливье Латри.
Церемония открытия инструмента превратится в целое таинство, которое начнется сегодня в полночь и продлится сутки. 24 лучших органиста со всего мира будут беспрерывно играть всю ночь и весь день, это станет новым мировым рекордом. Недаром первый концерт нового органа называют «инаугурацией».
«Слово «инаугурация» применимо, как правило, к президентам или мэрам городов, и в данном случае оно применимо к органу, потому что это король инструментов и самый большой инструмент музыкальный в мире», — говорит генеральный директор концертного зала «Зарядье» Ольга Жукова.
Это шоу придумал швейцарский режиссер Даниэль Финци Паска. С Россией у него особенные отношения. В 2014 году именно он стал автором невероятной сказки — церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи. Органную музыку постановщик называет божественной. И стоит ей зазвучать, сразу понимаешь, почему.
«Мы хотели создать атмосферу волшебства, чтобы световые инсталляции, работа музыканта, орган, зал, все это объединилось и стало единым целым. Тогда зритель почувствует вот эту интимность, эту камерность обстановки», — говорит Даниэль Финци Паска.
И это при том, что орган в «Зарядье» самый большой не только в России, но и один из самых грандиозных во всей Европе. Но дело, конечно, не только в размере. Французские мастера создавали инструмент с учетом всех особенностей акустики именно этого зала.
«Он сделан с душою, с любовью. Это сделано руками, каждая часть, каждый фрагмент, большой или маленький, сделан руками людей, которые очень любят это дело, любят эту музыку», — подчеркивает главный органист и хранитель органа МКЗ «Зарядье» Лада Лабзина.
Король музыкальных инструментов тщательно оберегает секреты своего могущества. Его устройство можно сравнить с айсбергом: то, что видят зрители, лишь верхушка. Основная часть органа спрятана от посторонних глаз и занимает отдельную даже не комнату, а целый зал. Здесь почти шесть тысяч труб! И каждая настраивалась вручную. Первым зрителем стал мэр Москвы Сергей Собянин.
«Концертный зал «Зарядье» становится полноценным, мирового уровня концертным залом, в котором есть все: и акустика, и технологии музыкальные, и теперь орган», — сказал мэр столицы.
Орган в «Зарядье» словно продолжение самого зала, выполненного в форме волн. И эта стихия уже через несколько часов накроет слушателей с головой. А уж захлебнуться от восторга немудрено, когда слышишь музыку, будто спустившуюся с небес.