Конституционный суд дал заключение на поправки к Основному закону
Теперь о важном этапе работы над поправками в Конституцию. Сегодня их признал полностью соответствующими Основному закону Конституционный суд. Это касается и содержания, и процедуры их принятия. Завершит ее общероссийское голосование в апреле, от которого в конечном счете и будет зависеть, вступят ли поправки в силу.
У Конституционного суда была ровно неделя, чтобы ответить на субботний запрос президента о соответствии предлагаемых поправок Основному закону страны. Однако судьям хватило и одного дня. Они, несомненно, следили за той дискуссией, которая развернулась в последние недели и дни, и дали оперативный ответ. В своем заключении не упустили ни одну из двухсот поправок. Некоторые из них, впрочем, объединяли в блоки. Как, например, нормы, которые касаются регулярной индексации пенсий, а также пособий и социальных выплат.
Из заключения: «Данные изменения, закрепляющие (уточняющие) конституционные правомочия и функции государства, по своему содержанию представляют собой дополнительные гарантии реализации конституционных прав и свобод».
Положительно суд оценил и поправки о недопустимости отчуждения территорий и призывов к этому, о почитании памяти защитников Отечества и защите исторической правды, о признании детей важнейшим приоритетом государственной политики, о приоритете семейного воспитания и о значении русского как государствообразующего языка.
Из заключения: «Предлагаемые нормы носят неполитический, надпартийный и внеконфессиональный характер и не могут расцениваться, толковаться и применяться как устанавливающие государственную или обязательную идеологию, изменяющие принципы плюралистической демократии и светского характера Российского государства».
Не усмотрели судьи и нарушения принципа светскости государства в связи с упоминанием Бога, поскольку в этой поправке нет ни обозначения конфессий, ни требования об обязательности религиозных убеждений.
Отдельно Владимир Путин попросил Конституционных суд дать заключение по поводу поправки, предложенной Валентиной Терешковой, о возможности вновь баллотироваться на президентский пост нынешнему главе государства. По мнению судей, здесь нет никакого противоречия с действующими нормами: «Конституционный принцип народовластия подразумевает возможность реализации народом права избрать на свободных выборах то лицо, которое он посчитает наиболее достойным должности главы государства. А наличие у лица статуса действующего главы государства отнюдь не предрешает победы на выборах».
«После внесения в действующую Конституцию Российской Федерации поправок, она во многом будет представлять собой обновленный текст, обновленный документ. Поскольку существенным образом меняются некоторые статьи действующей Конституции в результате внесения в них поправок, то президент, действующий президент Российской Федерации, имеет законное право на то, чтобы в этих новых условиях выдвигать свою кандидатуру на новые выборы», — сказал политолог, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ Андрей Манойло.
То есть у действующего президента появляется возможность участвовать в выборах 2024 года. А вот воспользоваться или нет ею, он будет решать сам. Выбор же главы государства в любом случае за избирателями.
«Мы должны понимать, что это решение остановит бесконечный поток разговоров о том, уходит президент, не уходит президент, кто будет следующий. С этой точки зрения это оправданное решение, которое, конечно же, в историческом плане будет выглядеть, повторюсь, и оправданным, и осмысленным, и достаточно логичным», — говорит генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Сергей Старовойтов.
Впрочем, прежде избирателям же предстоит решить согласиться или нет с предложенными поправками. Ни в одной из них Конституционный суд не усмотрел нарушения действующего основного закона.
«Теперь президент в соответствии со своей компетенцией назначает день общероссийского голосования, в который будут граждане определять за этих поправок или против. Соответственно, формулировка вопроса также должна звучать в указе президента», — отметил сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Павел Крашенинников.
По закону общероссийское голосование не может состояться раньше чем через 30 дней после указа президента о назначении самого голосования. В качестве предварительной даты уже называлось 22 апреля.