Владимир Путин: Автопром способен стать одним из базовых секторов для восстановления всей экономики
После всего этого ужаса, честно говоря, ни о чем другом думать не хочется. Но тем не менее есть еще и работа. У всех она разная. Но когда выживем, бог даст, без нее никак.
Взять вот автопром. Мы, конечно, не Германия. Там автопром — это как у нас нефть и газ вместе взятые. Но все же у нас это больше миллиона человек. Если с семьями считать. Как им жить, когда им нельзя делать машины, а нашим людям их нельзя покупать?
И когда это кончится — давайте честно — один бог знает? Как им содержать, на что кормить эти самые семьи? Наш президент сегодня провел совещание по поддержке автопрома.
Ежедневные доклады Путин получает не только о ситуации с коронавирусом как таковым. Но и о последствиях пандемии.
«В первые недели апреля у отдельных производителей почти остановились продажи. Чем это опасно, в общем, нам понятно. Прежде всего рисками сокращения рабочих мест, снижения заработных плат», — сказал глава государства.
Автопром только напрямую дает около 300 тысяч рабочих мест.
«Поэтому крайне важно при строгом соблюдении всех санитарных, профилактических мер обеспечить стабильную работу автопрома, подставить плечо производителям, и прежде всего поддержать спрос на продукцию, чтобы сохранить занятость и доходы граждан, сберечь квалифицированных специалистов. Убежден, что как и строительный комплекс, автопром способен стать одним из базовых, опорных секторов для восстановления всей экономики», — подчеркнул президент.
Заводы 12 автопроизводителей вошли в список системообразующих предприятий. Везде маски, медосмотры и санобработка.
«Мы пошли на беспрецедентные меры безопасности, в том числе и доставка рабочих заводов спецтранспортом. В целом наши инвестиции в профилактику инфекции уже превысили 1 млрд. рублей», — сообщил президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин.
Конвейеры запущены, но существующих заказов недостаточно для выживания.
«В первом квартале 2020 года рынок в среднем сократился на 15%. Но за три недели апреля такое снижение по ряду сегментов составило до 95%», — сообщил генеральный директор «КАМАЗ» Сергей Когогин.
«При нормальной загрузке мы производим 315 автомобилей в день. Сейчас мы видим заявки дилеров на май — июнь в размере 1,5 тысяч автомобилей в месяц. Наша точка безубыточности 4800 автомобилей в месяц. Долго работать на склад мы не сможем», — отметил президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин.
«По системе «электронный паспорт», например, в марте регистрировалось около 69 тысяч автомобилей в день. Сейчас только 200-300 штук в день регистрируется по всей России», — сообщил глава SOLLERS Вадим Швецов.
И все же антикризисный опыт есть — накоплен в 2008-2009 гоах. Заказывать машины будет государство. Плановые закупки 2021 и 2022 годов будут перенесены на 2020 год.
«Дополнительно около 25 тысяч новых машин приобретут в этом году такие ведомства, как МВД, Росгвардия, Минобороны, МЧС и ряд других структур. Такое решение уже принято», — сказал Владимир Путин.
Купить автомобили президент поручает и госкомпаниям.
«При этом, конечно же, прошу строго контролировать, чтобы органы государственной власти, ведомства, госкомпании — обращаю на это ваше внимание — покупали технику, необходимую для работы, но ни в коем случае не иностранные лимузины», — обратил внимание президент.
Отдельные решения по автомобилям для медиков.
«Имею в виду 1200 реанимобилей для региональных медицинских учреждений. Средства на них уже выделены, это 5,2 миллиарда рублей. Техника, столь необходимая людям в системе здравоохранения, должна поступить в регионы как можно быстрее», — сказал глава государства.
«Мы опережающими темпами, начиная со следующей недели, выполним поставленную Вами задачу и обеспечим ускоренную поставку реанимобилей, и если Вы поддержите также еще и по выделению дополнительных средств по машинам скорой помощи, то также их оперативно отработаем», — сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров.
«Считаю необходимым направить еще пять миллиардов рублей на покупку машин скорой помощи, тем самым повысить оперативность и доступность медицинской помощи, в том числе для жителей малых городов и сел. Этот заказ, конечно же, поможет стимулировать спрос, станет поддержкой автопроизводителей, но прежде всего он жизненно важен сегодня для всей страны, для регионов, для людей», — отметил президент.
На совещании договорились ускорить закупки и в рамках нацпроектов — как вариант, автомобилей для сельских врачей. Автопром предложил обновить парки общественного транспорта. ГАЗ готов поставить школьные автобусы с дополнительной обеззараживающей аппаратурой. КАМАЗ — может вооружить всю страну техникой для дезинфекции улиц. Но пока денег не хватает даже на текущие планы. Бизнес надеялся, что оборотные средства дадут в долг банки.
«Но оказалось, что зря надеялись. Я вынужден констатировать, что крупные банки включили режим приема денег и полностью выключили режим выдачи денег. Например, в частности, в марте мы погасили два миллиарда «Промсвязьбанку» и до сих пор не можем открыть новый лимит. В мае мы должны будем погасить больше миллиарда рублей ВТБ, и нас уже предупредили, что банк не планирует возобновлять нам и этот лимит», — сообщил глава SOLLERS Вадим Швецов.
«Вчера, в отличие от сегодняшнего совещания, часть совещания с банкирами мы проводили в закрытом режиме, и довольно откровенно говорили по проблемам, с которыми сталкивается экономика в целом, банковский сектор. Хочу попросить Белоусова Андрея Рэмовича проинформировать Вас о том, о чем мы вчера говорили по поводу оборотных средств», — пояснил Владимир Путин.
«Мы уже приняли все необходимые решения и со следующей недели планируем вместе с банками запустить программу кредитования оборотных средств», — сказал первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов.
До совещания займы для автопрома планировали ограничить одним миллиардом рублей.
«Я думаю, нам эту сумму надо увеличить до трех миллиардов; для крупных компаний миллиард существенной роли не сыграет», — отметил первый вице-премьер.
«Коллеги должны знать о том, что мы не просто обсуждаем, а двигаемся в этом направлении, мы понимаем, что этот миллиард недостаточен, считать умеем. Поэтому будем думать над расширением. Нужно только согласовать это, естественно, с Минфином так, чтобы у нас все ведомства синхронно работали, и не было никаких сбоев при реализации принимаемых решений», — сказал президент.
С акцентом на малый и средний бизнес будут расширены программы льготного автолизинга. По поручению Путина государство продолжит субсидировать кредиты на российские машины молодым и многодетным семьям.
«Предлагаю в этом году дополнительно направить на финансирование таких программ семь миллиардов рублей, и тем самым повысить их доступность для наших граждан. Повторю, в данном случае мы поддержим спрос на продукцию российских автозаводов. И в целом в рамках всех мер поддержки автопрома будем ориентироваться на поддержку тех компаний, которые обеспечивают или наращивают уровень локализации», — подчеркнул Владимир Путин.
Правительству поручено проработать дистанционные продажи. «АвтоВАЗ» уже торгует онлайн.
«Мне на почту прислали счет на оплату, через банк я этот счет оплатил и в салон я уже чисто приехал только за самим автомобилем», — рассказывает покупатель Денис Устинов.
ВАЗ, кстати, недавно встретил 50-летие «копейки». Отмечать будут уже после пандемии. Путин приглашен.
«Чтобы побороть угрозу, надо действовать единым фронтом и государству, и бизнесу, НКО, волонтерским
ближайшее время администрация президента подготовит аналогичные совещания по поддержке железнодорожников, авиаотрасли, энергетики, речных и морских перевозок.