Исполнилось 150 лет со дня рождения идеолога легендарного объединения «Мир искусства» Александра Бенуа
150 лет со дня рождения Александра Бенуа — выдающегося художника, уроженца Санкт-Петербурга. Как всякий гений, он был наделен многогранным талантом. Оставил след и в живописи, и в книжной графике, был известен как историк искусства. Но главной его страстью был театр. Именно Бенуа сделал декорацию произведением искусства и стал вдохновителем знаменитых «Русских сезонов».
«Когда говорят о нашей семье, первый, кого вспоминают, – это Александр Николаевич. Его объединение "Мир искусства" появилось как раз в тот период, когда старые формы уже не устраивали ни творцов, ни зрителей», — рассказывает Анастасия Мурзина-Бенуа, двоюродная праправнучка А.Н.Бенуа.
В этой квартире до сих пор живут потомки Бенуа – династии, давшей России выдающихся архитекторов, акварелистов, музыкантов. Но именно с Александром Николаевичем связаны такие революционные события в культуре, как «Мир искусства» и «Русские сезоны».
Редчайшая хроника начала XX века – русский балет в Париже. Гастроли длиною в полтора десятилетия – с 1906-го по 1924-й. Организатор — Сергей Дягилев, главный идеолог и вдохновитель — Александр Бенуа. Иностранцы потрясены синтезом музыки, танца, света и живописи. Декорации впервые становятся самостоятельным произведением искусства. Даже эскизы к костюмам «Павильона Армиды» готовы скупать как большие картины.
«Он живописную сторону этого спектакля соединил с натуральными театральными эффектами. Так, во втором акте на сцене был настоящий фонтан, и плеск падающей воды гармонично сочетался с музыкой Черепнина», — рассказывает генеральный директор ГЦТМ им. А. Бахрушина Дмитрий Родионов.
Но начиналось все в тишине. В конце XIX века молодой юрист Александр Бенуа приезжает в Версаль делать наброски. Рождается серия, полная непривычных форм. Версаль станет одной из главных тем его жизни. И вожделенным трофеем для коллекционеров всего мира. Первым рисунки покупает меценат Третьяков.
«Конечно, больше всего я люблю "Прогулку короля" — работу, которую, наверное, знают все. Где король со свитой прогуливается по Версалю и кажутся ожившими отражения бронзовых фонтанных скульптур», — говорит заведующая отделом графики XVIII - начала XX века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова.
Поиск новых форм и содержания подхватили художники «Мира искусства» — кружка и журнала. К Бенуа и Дягилеву примкнули Бакст, Сомов, Лансере, позже Бибилин, Рерих. В 1903-м Бенуа получил заказ на иллюстрации к Медному всаднику. Вторая крупная серия художника. В течение нескольких лет он возвращался к ней и совершенствовал эти рисунки. Иллюстрации до сих пор считают идеальной графической работой.
В издательском деле он совершил переворот: оформление книги превратил в ювелирное искусство. Вот «Азбука» Бенуа. «У» не какая-нибудь «улитка», а «ураган». Говорят, он писал буквы для сына Николеньки, чтобы картинки будили воображение. С тех пор зрители и прилипают к ним, открывая новых персонажей, прослеживая переплетение виньеток.
С началом «Русских сезонов» авторитет художника столь велик, что даже большевики зовут его в Зимний после революции атрибутировать царскую картинную галерею. Возможно, именно составленный им каталог помог избежать полного разграбления Эрмитажа.
Но в 1926-м, как «отжившая фигура старого мира», Александр Бенуа покидает Россию. Он еще будет ставить спектакли в Париже, его позовут в «Ла Скала», кинематограф завалит работой. Но гигантский труд «История живописи всех времен и народов» так и останется незаконченным. 117 тетрадей дневников до сих пор ждут своего исследователя.
«Художник, критик, редактор журнала. Масштаб его личности стереоскопичен, требуется аналогичный расшифровщик», — сказала куратор выставки «100 работ от Александра Бенуа» Наталия Курникова.
«Мир искусства» для него не был только журналом или кружком, это был образ его жизни, его пространство — мир.
Бенуа прожил почти 90 лет. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль. Надпись на плите – «Художник».