Лучшие военные летчики приняли участие в воздушном параде над Москвой в честь 75-летия Победы
И все же парад состоялся. Авиационный. 75 лет Победе. И 75 самолетов и вертолетов в небе над Москвой. Их увидели многие. Но сейчас есть возможность рассмотреть парадный строй в мельчайших деталях. Только у Первого канала уникальные кадры. Телевизионные камеры на фюзеляжах и в кабинах пилотов. И наши корреспонденты — на борту.
Вертолеты, открывающие воздушный парад, взлетают еще за полчаса до его начала с аэродрома в городе Клин. Отрываемся от земли. Взлет вертолетов — это уже это само по себе яркое зрелище. Сразу 20 многотонных машин одновременно поднимаются в воздух — грозная туча нашей авиации.
Изнутри кажется, что «вертушки» едва ли не касаются винтами — настолько близко они летят друг к другу. Это, конечно, ювелирная точность в управлении.
Сразу за нами летят Ми-35, прозванные «летающими танками», следом пятерка «Аллигаторов» — ударных Ка-52 и «Ночных охотников» Ми-28Н.
Колонна техники, с совершенно разными характеристиками, должна четко выдерживать высоту, курс и скорость. Для этого у экипажей есть специальные подсказки, где указано, в какое время они должны проходить контрольные точки.
Чувствуется напряжение, конечно, пилоты максимально сосредоточены — и вот точно по плану пролетаем водохранилище, секунда в секунду. По нашей авиации сегодня можно сверять часы. Многочисленные тренировки, расчеты — все ради этих секунд пролета над Красной площадью.
Ты вроде бы видел это сто раз и красные Кремлевские стены, и башни, но когда ты смотришь на них под таким углом и в такой день, это, конечно, незабываемое ощущение.
Вид, и правда, захватывающий, но, впрочем, так ведь и задумано — с Красной площади и должен открываться лучший вид на авиачасть парада. Да, в этом году здесь нету трибун, но камеры Первого канала, как и прежде, повсюду — и на земле, и в воздухе, так что лучшие места, как всегда, у зрителей Первого!
Такими вертолеты и самолеты в московском небе можно увидеть только по телевизору. А вот как парад смотрелся со Спасской башни.
Сегодня утром в столице свинцовое небо. Ветер. Накрапывал дождь. Офицеры на командном пункте прятали от воды карты и радиотехнику. Сами прятаться не имели права. На связи со Спасской башней все 75 бортов участников парада. А также самолеты и вертолеты-метеоразведчики. Незадолго до начала парада последние сводки и окончательное решение.
Уже спустя несколько минут авиация проходит вдоль Кремля. Оттуда, с крыльца своей резиденции, за парадом следит Верховный главнокомандующий.
Четверка МиГ-31К. У каждого под брюхом по гиперзвуковому «Кинжалу». А вот новейшие многофункциональные самолеты пятого поколения Су-57. Так двигатели звучат только у них.
«Мы сегодня хотели поздравить Москву с этим великим праздником, поздравить наших ветеранов, поддержать их сегодня в этот тяжелый момент, который мы все сегодня переживаем. Потому что мы находимся в воздухе, мы всегда начеку, мы всегда на высоте», — говорит командующий ВВС, замглавкома ВКС РФ Сергей Дронов.
К Красной площади приближается «Белый лебедь» Ту-160 в сопровождении своих младших братьев Ту-22М3. Эти самолеты часть ядерной триады России, которая, впрочем, сегодня на авиапараде представлена и другими самолетами.
Знаменитые стратеги — «Белые лебеди» Ту-160 или «Медведи», как называют Ту-95, сегодня взлетали с авиабазы Энгельс. Это самый дальний аэродром от Москвы, с которого поднимались в небо участники парада. Первый взлет ровно в 7:46. До столицы 2,5 половиной часа в небе. Есть время на финальную репетицию. Тройка Ту-95 выстроилась клином прямо над авиабазой. Точно так же они появились над Красной площадью.
Несколько минут в московском небе на предельно низких для этих машин высотах. Держаться в таком строю словно ехать по пашне, говорят летчики. На то, что происходит на земле, смотреть некогда. Особенно когда ты левый ведомый.
«Видел я только впереди летящего ведущего, строго на него. Для себя мы уже как бы наметили, грубо говоря, насечки на самолете и тенденцию их удаления-приближения — этот момент контролируешь», — рассказывает летчик-инструктор Борис Застрожников.
Приветственный взмах крыльев от Ту-160 перед посадкой на базу. Значит, все прошло на отлично. Для командира экипажа Сергея Выскобойникова — этого уже восьмой парад Победы в небе. Еще два раза участвовал в пешей колонне, как курсант авиационной академии. Сегодня он руководил имитацией дозаправки в воздухе.
«Что полеты строем, что полеты на заправку — это одни из самых сложных элементов. Малые высоты, когда выполняешь полет, идет нагрев земли, турбулентность, самолет болтает. Но экипаж тренированный, с этой задачей сталкивался, справились достойно», — отмечает командир эксадрильи Ту-160 Сергей Волковицкий.
Из Энгельса перемещаемся на военный аэродром Липецкого авиацентра. Посмотрите, как только сели самолеты, пошел дождь. Мы находимся у борта номер 11, это самолет Су-34 и это ведущий борт липецкого тактического крыла. На борту — фотография героя.
«Это мой героический дед, Звягин Иван Григорьевич, прошел всю войну, служил в артиллерии, имеет медаль за отвагу, за боевые заслуги», — делится старший штурман ведущего борта пилотажной группы «Тактическое крыло» Липецкого авиацентра Сергей Звягин.
А в небе над Красной площадью пилот ведущего строй борта Юрий Грицаенко поздравляет нас всех с Днем Победы!
Следом за «Тактическим крылом» парадным строем над Красной площадью прошли самолеты МиГ-29 и Су-30СМ, взлетевшие в Кубинке.
С военного аэродрома в подмосковной Кубинке для участия в параде в небо поднимались 19 самолетов. В их числе и знаменитые пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи». За «Витязями» под облака поднимаются «Стрижи». Четыре 29 МиГ взлетают синхронно. Уже в воздухе разделяясь на два звена. Их задача — с ювелирной точностью подойти к пятерке Су-30СМ, буквально влиться в их строй: тогда в небе и появляется знаменитый «Кубинский бриллиант» — правильный ромб из девяти самолетов. Эта фигура высшего пилотажа подвластна лишь летчикам экстра-класса.
Вести в одном строю самолеты с разной массой, летными характеристиками, когда от крыла до крыла не больше двух метров, под силу лишь нашим кубинским асам. Вот уникальные кадры из кабины летчика — видно, что он постоянно следит за дистанцией до соседнего самолета.
Уже после приземления на аэродроме в Кубинке «Витязи» делятся впечатлениями от авиапарада.
«Никогда полеты над Москвой обыденностью не будут; это все очень торжественно, волнительно всегда, как в первый раз, прежде всего это для ветеранов войны, низкий им поклон», — говорит Андрей Алексеев.
Благодаря камерам Первого канала наблюдать за полетом авиации можно было с удивительных ракурсов. Вот, например, как выглядит с борта Су-25 один из самых зрелищных элементов воздушного парада — когда шестерка штурмовиков окрашивает небо над Красной площадью в цвета российского флага.