В Институте Гамалеи рассказали об одной из первых в мире готовых вакцин от коронавируса
Честное слово, как бы не сглазить! Я вообще-то не суеверный, но боюсь. Сейчас поймете почему, и тоже постучите по дереву. А прямо в лаборатории по разработке вакцины по дереву стучит Юлия Онищенко. А как еще — плевать через плечо и вообще плевать в таком месте нельзя. Там все стерильно. И вот в атмосфере абсолютной стерильности зародилась надежда.
Вот одна из первых в мире готовых вакцин от коронавируса, созданная в институте Гамалеи. Она двухкомпонентная, первая доза вводится внутримышечно и через 21 день вводится вторая, этого достаточно чтобы развился полноценный иммунитет.
Обычно на создание и внедрение вакцины в клиническую практику уходит около пяти лет. Российские ученые уложились за 2,5 месяца. Сами изобрели вакцину и проверили ее на себе.
«Все сотрудники, которые нужны нам для создания этой вакцины, они защищены, не было осложнений», — рассказал директор НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи Александр Гинцбург.
Однако, признаются, начинали не на голом месте. Несколько лет назад была создана и успешно применялась вакцина от эболы. Позже препарат от MERS — атипичной пневмонии. Эти разработки и взяли за основу для вакцины от коронавируса.
«Вакцина, созданная по этой технологии, защищала и людей, и экспериментальных животных со стопроцентной эффективностью. В последнее время, год — полтора назад, мы создали вакцину против вируса MERS, это ближневосточный респираторный синдром, ближайший родственник COVID-19», — пояснил Александр Гинцбург.
Метод производства прививки новый. Можно сказать, революционный, и до этого не применялся. Ученые использовали не ослабленный вирус, а всего лишь его кусок. Но, по словам специалистов, это безопасно и очень эффективно.
Вакцинируя человека, мы показываем иммунной системе частицу вируса, как служебному псу дают понюхать вещь с характерным запахом, так что иммунитет дальше сам понимает, что именно он должен обнаружить.
Иммунные клетки, подобно ищейкам, идут по следам нарушителя. В этом случае задействованы все виды иммунного ответа. Одни защитники антитела, отвечают за уничтожение врага, другие Т-лимфоциты стараются его запомнить, чтобы в будущем распознать и сразу убить. Однако хватит ли одной вакцинации на всю жизнь — ученым пока не ясно.
«Есть ощущение, что он не так быстро мутирует, как тот же вирус гриппа, например, и поэтому скорей всего вакцина будет работать, но покажут исследования, насколько эти фрагменты, которые есть в вакцине, действительно дают стойкий иммунитет против того вируса», — пояснил зав. лабораторией НМИЦ гематологии Григорий Ефимов.
Эффективность препарата ученые собираются проверить на генетически модифицированных мышах. Грызунов уже вывели в Институте биологии гена при участии научного центра «Вектор». Более чувствительными к COVID-19 их сделают два человеческих гена, и при этом болезнь у грызунов будет протекать так же, как и у людей.
«Мы ожидаем, что с использованием нашей модели можно будет быстро получать достоверные результаты, поскольку в эксперименты можно будет запустить большое число животных», — рассказал руководитель Центра коллективного пользования «Геномное редактирование» Института биологии гена РАН Алексей Дейкин.
Всего в России семь центров работают над вакциной от коронавируса. По словам специалистов института Гамалеи, в конце лета препарат пройдет клинические испытания на людях. А в промышленных масштабах его планируют выпускать уже осенью.