Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
4 июня 2020, 21:38

Претендент на звание города трудовой доблести: Нижний Новгород

 

Кирилл Клейменов

Город на Волге фашисты не перестали бомбить и после того, как Красная Армия погнала их от берегов великой реки, от стен Сталинграда, обратно в логово.

Зоя Ивановна отчетливо помнит первый вражеский налет на Горьковский автозавод. Бомба упала прямо на ее рабочее место. 15-летнюю девочку тогда спасло чудо: именно в это время ушла на обед вместе с напарницей.

«Выходим, а уже все, ворота открытые, все выходят из завода, на участке нам делать нечего, там, говорят, попала бомба, двое убиты, двое ранены», — рассказывает ветеран труда Зоя Нерослова.

Рискуя жизнями, люди продолжали собирать боевую технику и отправлять на фронт. Бронеавтомобили, танки, самоходки, минометы — в начале войны город Горький был одним из крупнейших производителей вооружения для Красной армии. Немцы собирались полностью уничтожить его промышленность, бомбежки проходили постоянно. Даже древний Кремль стал частью противовоздушной обороны.

«Конкретно здесь, на Тайницкой башне, на Северной стояли зенитные установки. А на самой высокой, Часовой, стояли большие прожекторы, которые отслеживали самолеты противника», — рассказывает заведующий музеем нижегородского Кремля Степан Петушин.

Чтобы помочь фронту, студенты училищ отсылали свои стипендии на завод по производству боевых машин.

«Курсанты ремесленного училища составили альбом о своих трудовых буднях. В тяжелые дни боев за Сталинград на деньги ремесленников был построен бронеавтомобиль "Автозаводский ремесленник"», — рассказал руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области Борис Пудалов.

Жители отдавали последнее, чтобы помочь обороняющимся городам, а сами работали круглые сутки. Каждая вторая подводная лодка и полуторка, каждый третий танк были сделаны горьковчанами. Завод «Красное Сормово» в начале войны всего за полтора месяца освоил массовое производство танков.

На территории завода сохранился цех, где собирали Т-34. Внешне здание практически не изменилось. Вот только окна в военные годы, вспоминают труженики тыла, были закрашены. В ночные смены на улицу не должен был пробиваться свет, чтобы вражеские бомбардировщики не смогли обнаружить цех с высоты.

Утренняя смена начиналась в восемь часов. К раздаточному окошку рабочие подходили, чтобы получить инструменты. Каждые три часа с конвейера сходил новый танк.

В бригаде 15-летней Оли было шесть девчонок, мальчишка и пожилой мастер. Варили детали для Т-34. Смена – 12 часов. Вспоминает, как сильно уставала, как постоянно хотелось спать.

«Наступишь на ямку – проснешься, опомнишься, дальше пошел. У меня мама работала санитаркой в больнице. Как бомбежка – беги на работу в свое отделение. Мама, как ты бегала, на улице-то бомбили, осколки летят. — "Ничего я не боюсь, я иду и все, надо, значит надо"», — рассказывает ветеран труда Ольга Ежова.

Хрупкие женщины рыли окопы, сдавали кровь, вставали за станки, как, например, Александра Яруничева.

«Муж ушел на фронт добровольцем, а она встала на его место и даже получила орден Красной звезды за свой героический труд»— рассказала сотрудник музея истории завода «Красное Сормово» Марина Дегтева.

Сутками не выходили из цехов. Артиллерийский завод в десять раз увеличил производство орудий. Пушек здесь изготовили больше, чем во всех странах гитлеровской коалиции вместе взятых. За это завод получил орден Отечественной войны I степени. Все дело в людях, говорит Георгий Баскаков, он пришел работать на завод в 60-х. Никогда не забудет рассказ одного из старших товарищей.

«Он в 4 утра вставал, 40 минут шел до паровоза, на паровозе 2,5 часа ехал до завода, 12 часов работал смену, причем никаких суббот и воскресений не было. И обратно тем же путем. У него на сон оставалось 4 часа», — рассказал руководитель проекта по стратегическому развитию машиностроительного завода Георгий Баскаков.

Портреты героев труда теперь на аллее ветеранов машиностроительного завода. Их помнят, ими гордятся. Крупные предприятия города работают и сегодня. В Нижнем Новгороде производят современную военную технику, морские и речные суда, легковые и грузовые автомобили.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей