Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
7 июня 2020, 22:04

Огромное спасибо говорят тысячи итальянцев, которые обязаны жизнью военным медикам из России

Италия на этой неделе открыла границы для туристов из европейских стран и возобновила передвижение между регионами. Формально границы и не закрывались, но всех прибывающих ожидал обязательный карантин. Что неудивительно. Именно Апеннины одними из первых испытали на себе сильнейший удар коварной болезни.

И сегодня, когда опасность миновала, там с огромной благодарностью вспоминают наших военных медиков. Российские специалисты пришли на помощь северным провинциям страны, которые буквально задыхались в тисках коронавируса.

Особенно отчаянным положение было в Бергамо. Полтора месяца врачи боролись за каждую жизнь. Круглые сутки, в три смены, без выходных. Спасенные пациенты, их родственники и просто жители города и сейчас не устают повторять: большое спасибо.

Два с половиной месяца Винченцо Локателли был где-то между небом и землей. И эти месяцы как будто добавили ему лет 20. В какой-то момент он даже перестал верить, что сможет однажды вернуться домой и снова обнять близких. Если бы не один человек, имя которого он даже не знает.

«Он был со мной постоянно, каждый день. Мы говорили: я — на бергамском диалекте, он — по-русски, и мы понимали друг друга. Понимали, представляете?! Когда они уезжали, я плакал, и он тоже», — рассказывает Винченцо Локателли.

Эти кадры были сняты, когда Винченцо еще был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. Вот он, в дальнем конце палаты. А рядом тот, точнее, те, кто не собирался дать ему уйти.

Поначалу Аньелло было трудно даже различить — медсестра перед ним или медбрат. Одинаковые шлемы, маски, бесформенные защитные робы. Это потом он стал узнавать их по именам, написанным на груди. Но в тот, поворотный в истории его болезни, момент сил читать не было.

«Я тогда совсем не ел. Совершенно. Не мог просто. И вот он подсел ко мне и говорит: «У тебя две опции, выбирай сам: первая — я ставлю тебе трубку в нос и буду тебя кормить, как надо по протоколу. А вторая — ты попробуешь есть сам». Я подумал и сказал: неси завтрак», — вспоминает Аньелло Одиэрна.

Пока никто не может дать ответ на вопрос, почему самый благополучный регион Италии с одной из самых надежных в Европе систем медицинской помощи вдруг оказался на грани гуманитарной катастрофы. Бергамо накрыл такой коронавирусный цунами, с которым невозможно было справиться своими силами. Люди внезапно начинали задыхаться, падали прямо на улице, в одиночестве умирали дома, не дождавшись помощи. Интернаты для престарелых превратились в дома смерти. Не хватало всего: койко-мест, препаратов, оборудования, рабочих рук.

Российские военные прибыли в Бергамо в конце марта. Около сотни специалистов — военных медиков, медсестер, санитаров, переводчиков. Они привезли с собой тонны гуманитарного груза. 15 военно-транспортных самолетов, вереница машин. 120-тысячный город к тому времени стал символом эпидемиологической катастрофы. И эта помощь была жизненно необходима.

«Обо всем напрямую договорились премьер-министр Конте и президент Путин, а потом министры обороны наших стран. И когда медики прибыли, некоторые принялись критиковать: русские демонстрируют свою силу. Ну, не знаю. Я видел врачей и медсестер, профессионалов, которые на сто процентов были погружены в ситуацию — они спасали моих сограждан. И этому нет цены», — говорит мэр Бергамо Джорджио Гори.

Светлана Марченко родом из Новосибирска и уже больше 20 лет живет в Бергамо. Это она стала мостиком между российскими и итальянскими медиками.

«Когда мы узнали об этой миссии, я была горда за Россию, да!» — говорит нейрореаниматолог Светлана Марченко.

Городской выставочный центр за неделю был переоборудован в полевой госпиталь. Доктор Валоти показывает: тут был приемный покой, тут — палаты интенсивной терапии. Здесь и работали наши медики. В три смены, круглые сутки, без выходных. На стенах еще остались картинки: «Из России с любовью».

Около полутора сотен пациентов прошли здесь лечение. «Вытащили» почти всех, был только один летальный исход и ни одного случая заражения медицинского персонала.

«Среди них были и анестезиологи, и эпидемиологи — это довольно узкие специальности, но они делали абсолютно все, даже выполняли функции санитарок, если потребуется. Они всегда были там, где было нужно в этот момент. И это, конечно, потрясло нас», — признается главный врач полевого госпиталя Оливьеро Валоти.

Джузеппе Тердзитта работал в этом госпитале волонтером — встречал одну смену, провожал другую. О русских друзьях он не может рассказывать без слез.

«Они переодеваются, им на смену, а я вижу, что на столе два куска торта. Я говорю: «Вы что, торт туда собираетесь нести?» А они: «У нашего пациента день рождения. Хотим отпраздновать вместе с ним». Что это если не любовь? Если не душевная щедрость, которая больше и выше, чем все языковые барьеры и границы», — говорит стоматолог Джузеппе Тердзитта.

В конференц-зале местной гостиницы, где жили наши, до сих пор висит российский флаг. Остался с церемонии прощания. В телефоне директора гостиницы десятки фотографий, в памяти — столько теплых моментов. Как варили диковинный борщ, чтобы порадовать гостей, как держали наготове литры крепкого чая. Русские так любят чай. Россия и сейчас немножко с ним.

«А ты думаешь, какая на мне маска? Смотри. Российская! Самая лучшая», — говорит Беньямино Томазони.

«Мы чувствовали себя как дома», — скажут потом российские медики. А вот эхом слова итальянцев в другом заголовке: «С вами мы не одни». Журналисты местной газеты «Эхо Бергамо» первыми заговорили о катастрофе, когда поняли, что официальные данные расходятся с реальностью. Потому что сначала некрологи занимали одну страницу, потом — пять, потом — 13.

«Умерли более семи тысяч человек. Семи тысяч человек! Это цифра огромная. Эта рана, которая еще долго не заживет. Простите», — переживает главный редактор газеты «Эхо Бергамо» Альберто Черезоли.

Ситуация в Бергамо постепенно улучшается. В больницах уже достаточно мест и средств, и город может справляться своими силами. Но эта боль надолго. Беда так или иначе коснулась каждую семью.

Еще в конце марта, как раз, когда в город приехали наши, репортеры «Эха Бергамо» создали этот временный мемориал. Огромный экран, на котором фото ушедших. Восемь секунд на человека. Тысячи лиц. Люди, не имевшие возможности, проводить своих родных в последний путь, стояли здесь часами. Сегодня тут последний день. Мемориал переводят в онлайн.

«Потому что тяжело. Очень тяжело. Эта музыка, эти объятия и боль. Теперь всем нужно, чтобы слезы высохли и жизнь пошла своим чередом», — говорит журналист Даниэла Тальокки.

Интересно, что россияне ни разу даже не прогулялись по Бергамо. Даже в самый последний день. Сказали так: мы не хотим видеть мертвый город, но обязательно вернемся, когда все будет хорошо. И Винченцо Локателли тоже рассчитывает увидеться с тем, кто спас ему жизнь.

«Чао! Не знаю твоего имени или не помню, прости. Я так благодарен тебе за то, что ты сделал для меня — ты и твои коллеги. И тебе желаю всего самого-самого лучшего и надеюсь увидеться здесь, или в Москве, или в твоем городе. Потому что ты сделал мне добро. Чао и да здравствует Россия!» — говорит он.

Смотрите также
Показать еще

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей