Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
7 июня 2020, 21:31

Причины аварии и ликвидацию последствий катастрофы в Норильске обсуждали на высшем уровне

А сейчас об экологической катастрофе на Крайнем Севере. Этой теме в последние дни внимания, пожалуй, не меньше, чем коронавирусу. Под Норильском — гигантский разлив нефтепродуктов. Более 20 тысяч тонн из резервуара местной ТЭЦ оказалось в почве и воде. Лучшие специалисты сейчас ликвидируют последствия ЧП. Его масштаб объявлен федеральным по решению Владимира Путина.

Президенту регулярно докладывают о ситуации. Хотя первое видеосовещание по этой теме началось с выяснения, почему о случившемся сообщило не руководство предприятия, а пользователи соцсетей. В результате чудовищные последствия для природы и немалые деньги, которые теперь заплатит владелец ТЭЦ — «Норникель».

Вот она, загрязненная река Амбарная. Запах невыносимый. Кажется, поднеси спичку и все вспыхнет. Не дают пройти солярке в озеро лишь боновые заграждения. Концентрация превышена в 200 раз и в этой воде ничего не выживет. Выход один — выкачивать воду на берег и чистить по кубометру.

Сохраняют присутствие духа, хотя из-за токсичных испарений уже после часа работы голова идет кругом. Спецы Морсспасслужбы — бывалые ликвидаторы, вида не подают.

«Я сам из Мурманска, у нас у самих тундра, обычный запах солярки», — говорит специалист Морской спасательной службы Андрей Савченко.

«Мы — морские спасатели, там у нас там волна три-четыре метра, и тебя качает. А тут для нас курорт!» — рассказывает замдиректора по аварийно-спасательной работе и ликвидации разливов нефти Северного филиала Морской спасательной службы Михаил Сарков.

Михаил Сарков 40 лет в море — всю жизнь спасает планету от разлившейся нефти то в Персидском заливе, то в Атлантике. Но вот Заполярье показывает свой характер — меняется ветер и уносит пятно солярки по реке. А полевой лагерь не корабль, так просто курс не сменить.

Сложно передвигаться по тундре. Даже вездеход просто тонет в грязи. Мужская взаимовыручка работает моментально. По два-три раза в день спасатели догоняют солярку по всей реке. Только выставились — насосы, емкости — и снова нужно ехать на другой берег. С колес кидаются в бой — высыпают так называемый сорбент.

«Это торф, специально обработан биологическим составом, который разъедает нефтесодержащие продукты в жидкости», _ поясняет специалист.

Непонятно, на что надеялись те, кто в первые минуты не сообщил о прорыве нефтехранилища? Что топливо само собой рассосется и можно будет избежать огласки? О гигантской утечке на ТЭЦ-3 в Норильске страна узнала лишь из видео местных жителей. Реакция последовала немедленно.

Владимир Путин провел совещание — жесткий разговор с руководителем норильского предприятия.

В. Путин: «Сергей Валерьевич, по Вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей, что ли? У Вас там все в порядке со здоровьем?»

С. Липин: «Руководствовались утвержденным планом ликвидации розлива нефтепродуктов. Направили оповещение в ЕДДС Сибири».

В. Путин: «Губернатор говорит о том, что узнали только через два дня. Мне и министр Зиничев тоже докладывал о том, что и МЧС не было осведомлено о том, что происходит».

С. Липин: «Владимир Владимирович, информация в соответствии с планом была передана».

В. Путин: «Передана? Ну, хорошо, мне придется попросить соответствующие контролирующие и правоохранительные органы разобраться, что там от кого было передано, куда передано и какова была реакция всех, кто должен в соответствии с соответствующими инструкциями действовать, как полагается. Евгений Николаевич, Сергей Валерьевич Липин говорит, что вовремя всех проинформировали, а Вы мне докладывали, что узнали об этом только 31-го».

Е. Зиничев: «Только 31-го числа информация у нас появилась. У нас время все зафиксировано, поэтому здесь сложно будет как-то опровергать».

В тот же день было заведено уголовное дело, начальника цеха ТЭЦ-3 взяли под стражу. Региональные власти рассказали, как сотрудники предприятия поначалу пытались скрыть истинную картину — докладывали вообще о ДТП.

«Смысл сообщения был в том, что в результате наезда в бак с нефтепродуктами произошла частичная разгерметизация и возгорание. Уклончивые ответы, что нет поводов для беспокойства, все меры приняты», — рассказал председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин.

Горящая машина действительно была: вот только автомобиль никуда не врезался — выехал на дорогу, когда та была уже насквозь пропитана топливом.

«Я даже не предполагал, что это солярка — думал, что вода. Заехал, видно, от просевшего грунта машина немного провалилась и воспламенилась от выхлопной трубы», — говорит владелец сгоревшего авто Александр Исаев.

Два дня молчания, упущено драгоценное время. Поток топлива набирает разрушительную мощь — пожирает не только водоемы, но и притоки рек Дальдыкан и Амбарная, всю нетронутую природу вокруг. Спасатели догнали нефтяную лавину лишь у самого устья озера Пясино. А вот что могло быть дальше — тонны нефтепродуктов попали бы в реку Пясина, а уже она унесла бы токсины в Карское море. Отступать некуда — позади Арктика.

Спасатели героически, вручную ставили заграждения, часами находились в чистой солярке. Вот как это выглядит в реке: топливо лежит поверх воды. На этом участке слой солярки 20 сантиметров, а в других — до полуметра.

Еще два дня — и группировка сил уже 500 человек, вертолеты один за другим доставляют оборудование. И вот глава МЧС Евгений Зиничев докладывает президенту о первых результатах прямо с берега загрязненной реки.

«Поскольку местность здесь труднодоступная, заболоченная, предполагается завезти сюда герметичные емкости, расставить по руслу реки для сбора нефтепродуктов и дальнейшего вывоза и утилизации. Событие само, чрезвычайная ситуация, локализовано 1 июня, были установлены боны, поэтому развития она не получает. Сейчас наша задача просто работать и собирать эти нефтепродукты», — сообщил Евгений Зиничев.

«Вы сами сказали, что эта местность труднодоступная, коммуникаций нет транспортных, и говорите, что далее предполагаются вывоз и утилизация. Ну, во-первых, возникает вопрос как и когда будут вывозить, и второе, по утилизации, ведь предполагалось сжигать на месте, потом, я так понимаю, возникли в этой связи какие-то, и не какие-то, а серьезные вопросы», — сказал президент.

«С точки зрения экологии, безусловно, сжигать нельзя. Что касается вывоза. Поскольку емкости герметичные, предполагается все собрать, складировать здесь до того времени, когда будут оборудованы «зимники», и вывезти, когда техника сможет зайти и вывезти в места утилизации», — пояснил министр.

«Временные емкости, насколько они надежны, и как вы их туда доставите?» — попросил пояснить президент.

«Они надежны, они используются как ГСМ-хранилища, я знаю, что и в Минобороны в том числе. Полевые ГСМ-хранилища», — рассказал глава МЧС.

Временные нефтехранилища похожи на большие подушки. Долго ждать не придется когда замерзнет почва — в Норильске уже в сентябре морозы.

Генеральная прокуратура озвучила предварительную версию: авария произошла из-за просадки грунта под цистерной. Главным акционером Норильско-Таймырской энергетической компании является компания «Норникель». И там считают, что все дело в таянии вечной мерзлоты, то есть природа якобы не только жертва, но и виновница.

«Компания, которая имеет такие колоссальные доходы, может ведь найти возможность, чтобы проводить какую-нибудь экспертизу и следить за таянием мерзлоты?» — спрашивает корреспондент Первого канала Дмитрий Кулько.

«Резервуар был построен 35 лет назад по проекту, соответствует проекту. Экспертиза промышленной безопасности проводится регулярно», — сообщает первый вице-президент, операционный директор компании «Норильский никель» Сергей Дьяченко.

Вот только регулярные проверки Ростехнадзора не касались того самого резервуара номер пять, где случилась авария.

«С 2016 года он, по данным компании, находится на ремонте, и об этом она ежегодно уведомляла Ростехнадзор. О том, что он вновь введен в эксплуатацию и наполнен дизтопливом, компания в Ростехнадзор не сообщала», — рассказал официальный представитель Ростехнадзора Андрей Виль.

А раз числится на ремонте, то и в план проверок цистерна не попадала. Сотрудники ведомства также рассказали, что накануне руководство компании пыталось объясниться. Мол, не могли отправить сообщение о том, что заполнили резервуар топливом якобы из-за какой-то технической ошибки.

Роспотребнадзор три года назад уже находил нарушения при эксплуатации двух других резервуаров этой ТЭЦ. После аварии на одном из них нашлись трещины — пришлось срочно сливать 12 тысяч тонн топлива, чтобы не допустить еще одного масштабного разлива. Теперь глава «Норникеля» Владимир Потанин рапортует о запоздалых шагах.

«Компания отмобилизовала силы и средства по плану, который обозначил министр, Евгений Николаевич. Нами заготовлено емкостей на 16 тысяч тонн для сбора топлива, и из них 4,5 тысячи уже поставлено и монтируются сейчас на площадке. Кроме того, подготовлены складские помещения на более чем 100 тысяч тонн для сбора грунта, из которого на сегодняшний день собрано порядка семи тысяч. Мы нацелены на использование лучших доступных технологий и выбираем оптимальные, а не самые дешевые решения с экологической точки зрения, и профинансируем это полностью за счет компании, ни одного рубля бюджетных средств на это не уйдет, и мы восстановим это», — рассказал Владимир Потанин.

«Вопрос: а сколько стоят вообще все мероприятия, связанные с этими работами», — спросил президент.

«Я думаю, что это миллиарды рублей. Ну, сколько нужно будет, столько и потратим, миллиарды и миллиарды», — ответил глава «Норникеля».

«Я понимаю. Но примерно, навскидку, порядок какой примерно. Миллиарды, вы сказали, а сколько стоит одна емкость», — все же попросил уточнить Владимир Путин.

«Одну емкость — не могу сказать, но расходы в сотнях миллионов рублей пока идут», — сказал Владимир Потанин.

«Один резервуар, где хранилось топливо, он стоит гораздо меньше, в разы, просто несопоставимо», — заметил президент.

«Согласен», — подтвердил руководитель компании.

«Я к чему, Владимир Олегович, если бы своевременно поменяли, и ущерба не было бы экологического, и расходы такие не нужно было бы нести компании», — подчеркнул глава государства.

Все проблемы деньгами не решить — ущерб природе колоссальный. По прогнозам экологов, из-за низких температур на восстановление экобаланса в пострадавших водоемах уйдут десятки лет. Плохие новости и у Росрыболовства — топливо все-таки успело попасть в озеро Пясино.

«Под угрозой тотальной гибели оказалась вся популяция рыбы бассейна Пясино. В первую очередь это ценные сиговые и лососевые виды рыбы; в этом регионе только ежегодный промысловый улов составляет 400 тонн», — пояснил руководитель объединенной пресс-службы Росрыболовства Дмитрий Клоков.

Пелядь, хариус, обитает в озере и сибирский осетр, занесенный в Красную книгу — по крайней мере, обитал. А еще дизельное топливо испаряется, и ветра, которые не дают покоя спасателям, разносят токсины по тундре.

Лишь к часу ночи ветер успокоился, но сейчас Полярный день, и сотрудники Росгвардии могут поднять беспилотник. Он может летать на 40 километров. Реки кровавого оттенка. И все же есть те, кто в этой ужасающей картине, которая открывается с воздуха, находит надежду на то, что природа выдержит удар.

«Вчера чайка ныряла и вылетала с рыбой! Слава Богу!» — радуется Михаил Сарков.

Читайте также: