Ветеран Великой Отечественной Николай Тимофеев рассказал об участии в историческом параде 1945 года
Парад – это, в первую очередь, дань уважения нашим ветеранам, нашим героям. И большое счастье, что у нас есть возможность поговорить с теми, кто еще тогда 75 лет назад принял участие в параде Победителей 24 июня 45-го. С гордо поднятой головой по Красной площади тогда прошел и Николай Петрович Тимофеев. На войне он был сапером.
На победном параде 45-го Николаю Тимофееву еще не было и 20, но он до сих пор помнит, как тянул ногу и старался держать идеально прямую спину: «Пройти, чтобы не было никаких замечаний. Никаких других мыслей нет, не опозориться!».
Тот день врезался в память до мельчайших подробностей, как их, курсантов военно-инженерного училища, еще затемно привезли на вокзал, как шли по просыпающемуся городу. Как несколько часов ждали и вглядывались в трибуны, а потом маршировали по брусчатке Красной площади.
Строевой шаг давался непросто, фронтовик, который в 17 лет оказался на передовой в саперном батальоне в Донбассе, говорит, на войне учились другому, под постоянными обстрелами, ползком по минным полям: «В руке щуп. Нужно на животе все это проползти, все щупом прощупать. Пока мы не пройдем, ни один танк, ни один артиллерийский расчет не тронется с места. Пока мы на пузе не проползем через этим минные поля».
За два года до Победы их роту отправили повышать квалификацию в Подмосковье, приняли в военно-инженерное училище. Здесь его и застал май 45-го, потом были долгие тренировки, сначала на плацу¸ затем на ВДНХ. Генеральная репетиция парада прошла на Ходынке.
– На рассвете, темно было еще, нас построили так, как мы бы стояли на Красной площади. И вот появляются на конях Жуков и Рокоссовский в полевой форме, – вспоминает Николай Тимофеев.
На самом параде увидеть генералиссимуса Сталина так и не удалось, курсант Тимофеев шел в середине парадной «коробки», шестой слева и как ни хотел, говорит, не мог, просто не имел права повернуть голову на трибуны. Зато запомнил поверженные фашистские знамена: «Прошли к Историческому музею, повернулись строем, к началу трибун, знамена где-то у мавзолея лежали».
А еще запомнил, как промок до нитки, шел дождь, к тому же, когда их шеренга маршировала мимо фонтана у памятника Минину и Пожарскому, дунул ветер, и на курсантов обрушился поток воды, но все эти годы он вспоминал и рассказывал о параде 24 июня, как об одном из самых важных и торжественных событий в жизни
– Мы привыкли говорить о параде 9 мая, наше поколение послевоенное, но он всегда подчеркивал, что первый парад был в июне 45-го. И это надо помнить и знать, – считает Любовь Соловьева, член Совета ветеранов г. Иваново.
На кадрах хроники его не разглядеть, вот маршируют курсанты военных училищ, где-то в этой парадной коробке и Николай Тимофеев. Лица тех, с кем он в тот день чеканил шаг, здесь, на черно-белой фотографии, такие же, как он, молодые фронтовики.