Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
30 июня 2020, 21:59

Джордж Флойд с того света дотянулся до классической музыки и рекламных бюджетов мировых корпораций


Кирилл Клейменов

Под ударами флойдизма — это, как вы понимаете, новое и просветляющее мир движение последователей Флойда — безвременно ушедшего от нас черного рецидивиста. Так вот, под ударами членов этого движения в Америке падает бастион за бастионом старой культуры. Ну, это как всего-то пару тысяч лет назад античные статуи, колонны и капители рушились под ударами адептов новой религии. Да. Пришла очередь вот классической музыки.


Ну, я бы со всем этим поспорил. Хотя вот еще за полвека до Флойда пророчески пел Чак Берри. Черный, как пудовая гиря. Если кто забыл.


А вот — конвергенция — с другой стороны. Модерн-джаз-квартет. Четыре черных джентльмена играют Баха. Довольно приятно, между прочим. Другой вопрос — как эта музыка понравится вот этим ребятам? Но вот Бетховен бы, наверное, понравился.


Да, герой фильма белый. Бетховен — белый. Но инстинкты-то правильные. Пророчески новые. И другое измерение «флойд-революции». Крупнейшие мировые компании под влиянием новых веяний радикально меняют свою стратегию. Все подробности у Григория Емельянова.

Это не городской фрик, а новое лицо знаменитой компании Calvin Klein. Яри Джонс — как это сейчас принято говорить, бодипозитивный афроамериканский трансгендер. Шутка про то, как трудно в современном мире быть белым гетеросексуальным мужчиной давно уже не кажется забавной.

Телеканал АВС: «В ближайшее время начнется новая глава в истории старых брендов, с новым именем и новым имиджем».

На языке маркетинга это называется «изменить визуальную идентичность». Убрать негра с упаковки риса Uncle Ben's, эскимоса — с обертки эскимо, убрать само слово «эскимо» — уничтожение известных логотипов идет в угоду пресловутому Black Lives Matter.

Из нового: L’Oréal удаляет со своей косметики слова, вдруг ставшие неполиткорректными.

Le Figaro: Группа L’Oréal решила удалить слова «белый» «отбеливающий», «светлый» из описаний всех своих товаров, предназначенных для выравнивания тона кожи», — объявила французская корпорация. Заявление опубликовано на английском языке в субботу, 27 июня, никаких других подробностей не сообщается.

В Johnson&Johnson пошли еще дальше. Из их линейки товаров для Азии, где бледная кожа, казалось бы, как раз в моде, осветляющие средства исчезли как класс. Пресса цитирует заявление компании.

The New York Times: Дискуссии последних недель показали, что некоторые названия, а также рекламные слоганы наших продуктов создавали впечатление, будто светлая или белая кожа лучше вашего естественного оттенка, — говорится в заявлении компании. — Мы никогда не имели этого в виду. Красивая кожа — это здоровая кожа.

Кто бы спорил; но почему компания прислушалась не к покупателям — среди них эти средства как раз были популярны — а к тем, кто такую косметику и так бы не купил? К тому меньшинству, чьи чувства оскорбляет тюбик с кремом?

«Не большинство задает тренды в развитии тех или иных социальных процессов, в том числе процессов, связанных с маркетингом, а создает активное меньшинство. И в данном случае то активное меньшинство, которое выходит на площадь и демонстрирует свои идеи, оно диктует моду», — отмечает замдиректора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

Чтоб не прослыть расистами, компании готовы нести убытки. Тот же рынок осветляющих средств — по оценкам прессы, восемь миллиардов долларов.

Это сопоставимо с семью миллиардами, которые потерял Марк Цукерберг из-за бойкота, объявленного корпорациями. Они утверждают, что в Facebook будто бы недостаточно жестко фильтруют комментарии расистского толка. В итоге от рекламы в этой соцсети отказались Coca-Cola, Honda, сотовый гигант Verizon, сеть кофеен Starbucks, флагман рынка бытовой химии и косметики Unilever — там, кстати, тоже ввели табу на слова «белый» и «светлый»— и другие производители, перевозчики, рекламщики, кинопрокатчики. Собирается присоединиться к бойкоту PepsiCo.

У этого концерна те же проблемы, что и с Uncle Ben’s: на упаковке их муки Aunt Jemima — негритянка. Компания уже заявила, что исправится. А вот кому-то из американцев не понравилось печенье из Франции: «Почему на французском печенье изображен карикатурный мексиканец?»

Это было бы смешно, когда бы не было даже не грустно, а страшно. Потому что в основе происходящего именно страх, и очередная статья в Figaro выходит с характерным заголовком: «Когда страх руководит маркетинговой стратегией».

Le Figaro: Для брендов риск действительно велик. С медийной точки зрения, оказаться в центре кампании по очернению в социальных сетях — это катастрофа. С юридической точки зрения неспособность адаптировать свой пиар и свою стратегию к современной действительности означает вероятность подвергнуться преследованию как со стороны потребителей, так и со стороны различных объединений. С экономической точки зрения, риск бойкота и потери своих покупателей, разочарованных брендом, тоже реален.

«Когда разворачивается в мире широкая волна протеста, они боятся за свою продукцию, которая в такой ситуации может пострадать просто ни за что. Это навеяно таким, я бы сказал, массовым психозом по этому вопросу, который распространяется во многих странах, но когда люди обжигаются на молоке, они дуют на воду, как мы по-русски говорим», — говорит директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулев.

А это — для тех, кому еще не страшно. Протестующие принесли гильотину к дому самого богатого человека в мире. И это при том, что Джефф Безос, основатель интернет-магазина Amazon, не раз публично высказывался в пользу Black Lives Matter. А теперь вот на плакате пишут: «Поддержи наши бедные сообщества, не богачей». Ну, короче — дай денег. Такая вот борьба с расизмом.

«Так называемая обратная дискриминация, то есть стремление потакать — подчеркну, внешне потакать — интересам афроамериканцев, утрачивает всякую связь с разумностью, с реальной жизнью, с реальными политическими процессами. Если дело пойдет так дальше, то придется, во-первых, запретить всю цветовую гамму и нужно будет запретить вообще изображение человека. Потому что изображение вообще любого человека имеет расовый подтекст, это будет белый человек, желтый, черный», — отмечает Владимир Шаповалов.

Ну вот простой пример, почти как тест у психолога: что вы видите в этой безобидной бутылке сиропа? Возможно, именно то, что задумали производители — образ заботливой бабушки. Так вот, современные борцы с расизмом увидели в ней чернокожую служанку! Стоит ли уточнять, что компания тут же согласилась, что образ может быть истолкован именно так, и пообещала изменить упаковку.

Читайте также: