Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
1 августа 2020, 21:30

В столичном Доме русского зарубежья ждут тех, кому близко творчество Александра Бенуа

Открылась выставка «Радостный труженик», приуроченная к 150-летию со дня рождения художника. Живопись, театральные декорации и костюмы, теория искусства — наследие Бенуа на редкость разнообразно.

Петроград. 1922 год. Вид на Эрмитажный театр. Почти документальная акварель: глядя на нее, кажется — город почти не изменился. Вот это же место сегодня: тот же мостик, площадка, с которой Бенуа писал картину, та же уютная неспешность Северной столицы. Если приглядеться, разве что окна уже не те.

«Стекла были литые. Они немного как слюда. Если покачаете головой, пейзаж за окном переливается», — рассказывает Евгений Лансере.

Это потомок Бенуа. Скульптор Евгений Лансере. Его дед был родным племянником художника. На выставке он со своими дочерьми. Кажется, завяжи им глаза, а они все равно узнают руку мастера.

«Мы родились с этими работами и глаз не то что наметан, но ты видишь похожий почерк», — отмечает Мария Лансере.

Почерк Бенуа — это прорисованные детали и уникальная светотень. Вот будто блеск окна Эрмитажа, в котором переливается замерзшая Нева, прозрачность версальского утра, которое он каждый день писал в эмиграции, ветер в европейских деревушках, по которым путешествовал.

На выставке в Доме русского зарубежья 50 картин Бенуа, все из частных коллекций. И вот среди них есть те, что выставляются впервые. Как, например, «Альпийский дворик в окрестностях Люцерны». Июнь. 1936 год. Карандашные наброски проступают сквозь акварель. А еще надписи беглым почерком на французском и русском: ореховый, темно-зеленый, бледно-желтый. Так Бенуа создавал все свои пейзажи.

«Он отрисовывал то, что видел, а дальше помечал, какой должен быть оттенок краски. И потом он раскрашивал это в любое свободное время, может, даже спустя несколько лет», — рассказывает куратор выставки Константин Журомский.

На выставке Бенуа не только живописец. Но и книжный иллюстратор. «Пиковая дама», «Медный всадник». Еще один редчайший экспонат — «Азбука», полностью созданная им для сына Николеньки. Г — здесь, ни какой-нибудь гном. Генерал! Е — Египет. У — Ураган. Под стать и изображения.

«Азбука в картинах. Часто ее называют «азбука в картинках». Очень любима взрослыми. Я знаю массу библиофилов, которые ее бережно хранят, вот у меня на лестничной клетке висят постеры с воспроизведением некоторых иллюстраций этой азбуки. И когда у меня плохое настроение, я выхожу в подъезд, разглядываю эти картинки и просто само по себе настроение улучшается», — делится исследователь книжной культуры, глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский.

Он умел создавать настроение. Вот редкие кадры начала ХХ века: русский балет в Париже. Эскизы декораций и костюмов делал Бенуа. Так, что они становились самостоятельным произведением искусства. Их готовы были скупать как полотна. Эти — для спектакля «Петрушка». Пожалуй, самого популярного в Европе во время дягилевских «Русских сезонов».

«На сцене должна была стоять настоящая карусель! Настоящая карусель в России была создана и отправлена в Париж. Это была такая расточительность, но которая и превратила эти спектакли в неподражаемые», — рассказывает Константин Журомский.

Карусель в «Петрушке», настоящий фонтан с журчащей водой в спектакле «Павильон Армиды», настоящий корабль в опере «Манон Леско». Но его декорации — это не только форма. Вот, например, эскиз к первому акту балета «Жизель». Для парижского театра «Гранд». Так это сделать мог, пожалуй, только Бенуа. И в этом весь он — пронизывающий мрак, в котором все равно светло.

Читайте также: