О планах промышленности президенту доложили главы «Ростеха» и «Объединенной судостроительной корпорации»
Российская промышленность получает новые заказы на несколько лет вперед. Точные цифры вместе с отчетами о том, что уже передано заказчикам или вот-вот будет передано, Владимиру Путину представили главы двух госкорпораций — «Ростеха» и Объединенной судостроительной. Обе выпускают продукцию как для гражданского, так и для военного сектора.
На Санкт-Петербургской верфи заложили первое судно проекта A-45-90.2. Комфортное для пассажиров, экономичное для владельцев. Такие красавцы скоро будут возить пассажиров по нашим рекам, в том числе северным. Новейшие технические решения позволят производить такие суда массово.
«Вот это — цилиндрическая вставка, она может быть в следующем пароходе, может не быть. Мы ее можем изъять – судно будет на 10 метров короче. Меньше пассажировместимость, и это судно будет более оптимально соответствовать заданным требованиям какого-то региона», — рассказывает главный конструктор судна Сергей Породников.
Пассажирское, грузопассажирское или круизное судно — выбирать заказчику. Модульная конструкция открывает широкие возможности. Первое судно проекта, «Андрей Дубенский», будет курсировать по Енисею. По словам главы «Объединенной судостроительной корпорации», гражданское судостроение в России растет в среднем в год на 30%.
— А. Рахманов: Мы видим огромный рынок, и то, что общий объем заказов, который мы видим у российских потребителей, существенно превышает наши текущие планы и достигает суммы 511 миллиардов рублей. То есть это, в общем, достаточно серьезный для нас вызов.
— В. Путин: То есть это под 380 судов?
— А. Рахманов: Суммарно, да. Если мы говорим о программе до 2030 года, то мы видим объем строительства около четырехсот с плюсом судов.
Речь идет о продолжении строительства ледоколов для Арктического флота, таких как новейший ЛК-60 для «Росатома», круизных лайнерах, таких как PV300, а также гигантских 160 метровых рыболовецких траулерах и многом другом. Есть и сверхзадача – максимальная ставка на отечественные комплектующие.
— В. Путин: Этим целенаправленно нужно заниматься.
— А. Рахманов: Свою сервисную сеть мы будем проектировать с глобальным охватом, для того чтобы иметь возможность произведенные в России двигатели, агрегаты, судовое оборудование ремонтировать в любой точке мира.
Теперь о боевых кораблях. В производстве сейчас 50 единиц. Как раз к недавнему параду встал в строй головной крейсер «Князь Владимир». Спущенный недавно на воду новейший минный тральщик «Яков Баляев» скоро будет принят на вооружение Тихоокеанским флотом. По заказам ВМФ в этом году будет поставлен рекорд за все нынешнее и советское время — будет сдано 14 военных кораблей.
— А. Рахманов: Мы только в советские годы сдавали шесть подводных лодок в год, и это цифры, к которым мы очень плотно будем приближаться в этом, 2020 году. Надеемся, что флоту передадим не менее трех, надеюсь, даже четыре лодки, поскольку, действительно, программа очень насыщена.
Кадры, можно сказать, исторические — установка нового отечественного двигателя ПД-14 на перспективный среднемагистральный авиалайнер МС-21. Пока новую машину тестировали с американскими движками. И вот подоспел российский. В серию МС-21 должен выйти в следующем году. Но на него уже 175 заказов. Об этом и не только докладывал президенту глава «Ростеха». Один из индикаторов успехов корпорации — рост зарплат.
— С. Чемезов: Она увеличилась почти на 10% по сравнению с прошлым годом. В принципе она значительно выше, чем региональная средняя заработная плата по всем регионам.
Спектр гражданской продукции кампаний, входящих в корпорацию, самый широкий: от специального материала, непроницаемого для вирусов, костюмы из которого защищают медиков от COVID-19, новейших вакцин от пяти видов гриппа, до аппаратов искусственной вентиляции легких.
— С. Чемезов: Что касается аппаратов ИВЛ, на начало года мы производили всего 60 аппаратов в месяц. На сегодняшний день производим три тысячи аппаратов — в 50 раз увеличилась производительность. Даже, по-моему, во время войны такого не было, чтобы увеличилась производительность в 50 раз.
Компании, входящие в «Ростех», производят комплексы по переработке мусора, позволившие, например, закрыть мусорный полигон Воловичи под Коломной. Теплоэлектростанции, две из которых дают свет и тепло Крыму. И вертолеты «Ансат», полностью оборудованные для нужд санитарной авиации.
— В. Путин: Хорошо себя показывают?
— С. Чемезов: Да, отлично. Это и «Ансат», и Ми-8 – они полностью все оборудованы нашей медицинской техникой и обеспечивают всем необходимым и врачей, и больных.
Парашютная система «Шанс» для спасения во время пожара. Парашют раскрывается сам, причем даже на сверхмалых высотах. Испытания показали, что помощью «Шанса» можно эвакуировать даже людей без сознания. Идут в корпорации работы и над беспилотными автомобильными комплексами, которые сейчас уже опробованы на отечественных КамАЗах.
— В. Путин: За территорию он уже выезжает?
— С. Чемезов: Да. Мы на базе как раз такого автомобиля уже будем делать небольшие грузовички, которые можно использовать на территории больших предприятий для перевозки каких-либо грузов.
В составе «Ростеха» более 700 компаний, производящих высокотехнологичную продукцию, пользующуюся спросом за рубежом. Конечно, это и продукция оборонки.
— С. Чемезов: Портфель заказов сохраняется на уровне 2018 года, составляет 51,1 миллиарда долларов – большой пакет, и такой объем у нас уже сохраняется третий год.
Впервые удалось поставить военную технику в страну НАТО. Конечно, речь идет о противовоздушных комплексах С-400 «Триумф», поставленных в Турцию. Сумма контракта — два с половиной миллиарда долларов. Возможны и дальнейшие поставки. Чемезов отметил, в этом году все оборонные заказы выполнены почти на 100%.