Одно из самых ярких событий для зрителей военного форума «Армия-2020» — авиашоу
Сотни зрителей, которые сегодня были в Кубинке, то и дело устремляли взгляды в небо, где летчики устроили масштабное авиашоу. Это всегда изюминка армейского форума, захватывающе и красиво.
Фигуры высшего пилотажа в исполнении боевых вертолетов. И гвоздь программы — выступление легендарных пилотажных групп. Сначала высокий класс управления самолетом продемонстрировали «Стрижи», затем «Русские витязи».
Не менее впечатляющим стало появление в небе спортивных поршневых самолетов. Команда летчиков, единственная такая в стране, творила в воздухе такое, что у публики замирало сердце.
"Моя основная задача во время этого полета – в кабине ничего не трогать, потому что управление здесь синхронное. За штурвалом, точнее за ручкой Як-54 – мастер спорта Ирина Маркова. Высота – 500, скорость – 230 километров в час. Сейчас пилот выполняет фигуру "полубочка". Фактически летим вниз головой. Под нами земля. Ощущения не самые приятные. В таком положении необходимо провести порядка 40 секунд", – рассказывает корреспондент Евгений Лямин.
Это элемент фигуры «зеркало». Один переворачивается, а снизу будто подкрадывается второй самолет. Расстояние между ними сокращается до двух метров. Когда только начинали отрабатывать «зеркало», это было весной, искали оптимальное расстояние, чтобы было комфортно и безопасно пилотировать.
"Родилась такая шутка: Ир, может быть, поближе подойти? Ирина ответила: ближе мне муж не разрешает", – рассказывает Дмитрий Самохвалов, руководитель пилотажной группы «Первый полет».
Шутки шутками, но фигуру «зеркало» выполняют далеко не все пилотажные группы из-за сложности. На несколько секунд для ведомого не существует ничего в мире. Ничего, кроме самолета ведущего.
"Ведомый выполняет пристраивание подо мной. Моя главная задача – выдерживать постоянство скорости и высоты. Взгляд, постоянно бегающий между горизонтом, скоростью и высотой", – говорит пилот, заслуженный мастер спорта Ирина Маркова.
"Я смотрю на нее. Мне ни горизонт, ничего не надо. Ирина – мой горизонт, скорость и все такое прочее. Если какие-то маневры будут с ее стороны, у меня будут повторяться, я буду такие же делать", – делится пилот, абсолютный чемпион России по высшему пилотажу Олег Шполянский.
А на земле это выглядит будто танец глаза в глаза. Пилоты отрабатывают фигуры высшего пилотажа. Медленно бродят по взлетно-посадочной полосе.
Со стороны узнаются не все элементы, кажется, беспорядочная ходьба. Но вот понятно: левая ладонь показывает самолет, правая – будто бы держит ручку управления. Один вращается вокруг другого.
Фигура усложняется – два «Яка» словно гоняются друг за другом. Называется "пропеллер". В воздухе во время некоторых фигур порой сложно сориентироваться в пространстве, задрал нос, и, кажется, кругом небо. А мешкать нельзя, важна каждая секунда. Подсказать может крыло, точнее нехитрое приспособление на нем.
"У нас существует специальный визир, который показывает нам углы, 45, 90 градусов. У нас есть волшебная веревочка. В нормальном полете ветер держит ее в направлении в таком. А когда падаем на хвост, она поднимается. В этот момент знаем, что самолет падает на хвост вниз", – показывает руководитель пилотажной группы «Первый полет» Дмитрий Самохвалов.
К слову, «Зеркало» – это 14-я фигура высшего пилотажа в арсенале группы. До этого целый год было 13. Принято считать, что летчики суеверные. Но, говорит руководитель, это не про него. Главное – надежное крыло машины, плечо друга, ну и, как говорится, обед по расписанию.
"Вообще считается так, что голодным очень плохо летать. Перегрузки переносятся плохо. Идеально – час после еды и сытым быть наполовину", – говорит руководитель пилотажной группы «Первый полет» Дмитрий Самохвалов.
Хотя глядя на то, что они делают в небе, кажется, лучше обед оставить на потом. Даже стоя на земле, смотришь, и голова кругом. Но хороший вестибулярный аппарат и дело привычки. 25 минут пролетают незаметно. В эти дни оттачивают мастерство и готовятся к очередному выступлению на форуме «Армия-2020».