Впечатляющие фигуры высшего пилотажа в Кубинке показала группа на поршневых спортивных самолетах
Среди обилия фигур высшего пилотажа в Кубинке есть совершенно невероятные. Их выполняет единственная в России группа на поршневых спортивных самолетах «Первый полет». Нет сумасшедшей реактивной тяги, но и без нее есть на что посмотреть. «Зеркало», «полубочка», «пропеллер»... За каждым элементом — умение читать мысли и предугадывать действия друг друга. Как в бою, ведущий — ведомый. Их трюки снимать и то не по себе.
"Моя основная задача во время этого полета – в кабине ничего не трогать, потому что управление здесь синхронное. За штурвалом, точнее за ручкой Як-54 – мастер спорта Ирина Маркова. Высота – 500, скорость – 230 километров в час. Сейчас пилот выполняет фигуру "полубочка". Фактически летим вниз головой. Под нами земля. Ощущения не самые приятные. В таком положении необходимо провести порядка 40 секунд", – рассказывает корреспондент Евгений Лямин.
Это элемент фигуры «зеркало». Один переворачивается, а снизу будто подкрадывается второй самолет. Расстояние между ними сокращается до двух метров. Когда только начинали отрабатывать «зеркало», это было весной, искали оптимальное расстояние, чтобы было комфортно и безопасно пилотировать.
"Родилась такая шутка: Ир, может быть, поближе подойти? Ирина ответила: ближе мне муж не разрешает", – рассказывает Дмитрий Самохвалов, руководитель пилотажной группы «Первый полет».
Шутки шутками, но фигуру «зеркало» выполняют далеко не все пилотажные группы из-за сложности. На несколько секунд для ведомого не существует ничего в мире. Ничего, кроме самолета ведущего.
"Ведомый выполняет пристраивание подо мной. Моя главная задача – выдерживать постоянство скорости и высоты. Взгляд, постоянно бегающий между горизонтом, скоростью и высотой", – говорит пилот, заслуженный мастер спорта Ирина Маркова.
"Я смотрю на нее. Мне ни горизонт, ничего не надо. Ирина – мой горизонт, скорость и все такое прочее. Если какие-то маневры будут с ее стороны, у меня будут повторяться, я буду такие же делать", – делится пилот, абсолютный чемпион России по высшему пилотажу Олег Шполянский.
А на земле это выглядит будто танец глаза в глаза. Пилоты отрабатывают фигуры высшего пилотажа. Медленно бродят по взлетно-посадочной полосе.
Со стороны узнаются не все элементы, кажется, беспорядочная ходьба. Но вот понятно: левая ладонь показывает самолет, правая – будто бы держит ручку управления. Один вращается вокруг другого.
Фигура усложняется – два Яка словно гоняются друг за другом. Называется "пропеллер". В воздухе во время некоторых фигур порой сложно сориентироваться в пространстве, задрал нос, и, кажется, кругом небо. А мешкать нельзя, важна каждая секунда. Подсказать может крыло, точнее нехитрое приспособление на нем.
"У нас существует специальный визир, который показывает нам углы, 45, 90 градусов. У нас есть волшебная веревочка. В нормальном полете ветер держит ее в направлении в таком. А когда падаем на хвост, она поднимается. В этот момент знаем, что самолет падает на хвост вниз", – показывает руководитель пилотажной группы «Первый полет» Дмитрий Самохвалов.
К слову, «зеркало» – это 14-я фигура высшего пилотажа в арсенале группы. До этого целый год было 13. Принято считать, что летчики суеверные. Но, говорит руководитель, это не про него. Главное – надежное крыло машины, плечо друга, ну и, как говорится, обед по расписанию.
"Вообще считается так, что голодным очень плохо летать. Перегрузки переносятся плохо. Идеально – час после еды и сытым быть наполовину", – говорит руководитель пилотажной группы «Первый полет» Дмитрий Самохвалов.
Хотя, глядя на то, что они делают в небе, кажется, лучше обед оставить на потом. Даже стоя на земле, смотришь, и голова кругом. Но хороший вестибулярный аппарат и дело привычки. 25 минут пролетают незаметно.