Большое интервью Александра Лукашенко на фоне развития истории с его критиками из оппозиции
Первое за несколько лет большое интервью российским журналистам. Александр Лукашенко почти два часа отвечал на вопросы представителей прессы, специально для этого прилетевшими в Минск. Говорили о проходящих в стране протестах и о том, чем живет сейчас белорусский лидер.
Место встречи с российскими журналистами протокольная служба Александра Лукашенко выбрала знаковое. Именно в этом зале Дворца независимости – официальной его резиденции — белорусскому президенту послы вручают верительные грамоты. И здесь же бывали, например, участники минских переговоров по Украине. Вот известные кадры идущего позади Петра Порошенко. Президент Белоруссии тогда вел всех как раз в это комнату. Но сегодня здесь ожидали его журналисты.
Из почти двух часов общения больше половины разговора, естественно, было вокруг тех самых протестов. Слишком громкая тема. Обычно тихая Белоруссия в топе политических новостей уже которую неделю. Не обидно ли Лукашенко за то, что на улицу вышли и те, кто многие годы, а возглавляет страну он с 1994-го, его поддерживали?
— А. Лукашенко: Конечно, для меня когда-то это очень обидно и трагично, если хотите. Но это не значит, что я опустил руки, потому что я философски на это смотрю. Когда-то Он меня туда позовет. Но я должен защитить то, что создано нашими руками, защитить тех людей, которые это создавали, и вот этих — подавляющее большинство, как Маргарита сказала, их большинство, которые за меня проголосовали, хотя видят меня каждый день в утюге, телевизоре и в холодильнике. Может быть, где-то им надоел, но они меня поддержали. Этим я и сейчас живу.
Нельзя отрицать, что за время президентства Александра Лукашенко Белоруссия изменилась. Крупные советские заводы, такие как МАЗ, а также МТЗ — Минский тракторный, существовали и до его прихода к власти. Но при Лукашенко они выжили. Чего не случилось, например, в Латвии, активно спонсирующей сейчас протестные настроения в Белоруссии. Славившийся даже за пределами СССР завод ВЭФ, производивший радиоприемники, давно скончался. А при Лукашенко трактор «Беларусь» не просто был переименован в звучный «Беларус», с убранным мягким знаком в названии. Он стал белорусским брендом, настоящим. Именно поэтому Лукашенко и не торопится, как он говорит, бросать страну.
— А. Лукашенко: Если бы у меня в кармане было несколько миллиардов, может, я поступил бы, как Порошенко. Вряд ли, конечно, но я так иногда думаю. Но если у меня этих миллиардов нет, поэтому я не боюсь. Когда-то я уйду, может быть, но я не позволю то, что мы создавали с людьми, с этими поколениями, я им не позволю это разрушать. Вот чем я живу и как изменилась эта страна.
— А. Верницкий: Александр Григорьевич, вопрос, который Вам, наверное, уже задавали. Вот после этих событий в Белоруссии, что для Вас самое главное в жизни?
— А. Лукашенко: Если честно, я даже не знаю. Трудно сказать. Мои дети и дети тех людей, которые со мной рядом. Что меня очень держит в этой ситуации, да и вы, наверное, знаете — если бы сейчас рухнул Лукашенко, рухнула бы вся система и следом покатилась бы и Белоруссия. Я думаю, что далеко откатилась бы. Ну, может, кто-то бы подставил свое могучее плечо. Но сейчас бы было очень тяжело, и вот эти ребята — омоновцы и прочие-прочие — те, кто со мной рядом, вот она сидит, совсем молодой человек, понимаете. Они в чем виноваты? А их будут резать, их будут рвать.
При этом Александр Лукашенко уже не первый раз говорит о том, что Белоруссия — это лишь плацдарм для нападения на Россию.
— А. Лукашенко: Если Вы думаете, что богатая Россия с этим справится, ошибаетесь. Я разговаривал со многими президентами, ну и со своим страшим другом, старшим братом, как я его называю, Путиным. Я его предупредил: этому противостоять нельзя. А как вы противостоите телеграм-каналам? У вас есть возможность блокировать эти телеграм-каналы? Нет ни у кого, даже у тех, кто всю эту паутину придумал. Американцы. И телеграм-каналы там играют ведущую роль. А мы пожинаем плоды всего этого. Убрать интернет и все прочее. Даже если интернет сегодня убрать, телеграм-каналы эти сегодня с Польши будут работать. Поэтому вы не расслабляйтесь.
Это только часть большого интервью Александра Лукашенко. Первого за несколько лет, которое он дал российским телеканалам. Совсем недавно президент Белоруссии предпочитал, например, журналистов украинских. Впрочем, как выяснилось, за публикациями в России он пристально всегда следил и продолжает следить. В сегодняшнем разговоре, например, он вспоминал даже сюжеты в программе «Время» двадцатилетней давности.