Пилотажная группа «Первый полет» поставила рекорд — исполнила «петлю Нестерова» 11 раз подряд
В честь своего 11-летия асы пилотажной группы «Первый полет» на тройке самолетов Як-52 исполнили "петлю Нестерова" 11 раз подряд, то есть без передышки и без права на ошибку, когда каждое движение отточено настолько, что даже думать некогда. При этом организм испытывает колоссальные перегрузки.
Тройка Як-52 пилотажной группы «Первый полет» одновременно выполнили 11 петель Нестерова. Рекорд призван показать высокий профессионализм отечественных пилотов, а также продемонстрировать возможности самолета Як-52 — одного из самых надежных и маневренных самолетов в своем классе.
Количество петель для рекорда выбрано не случайно — в октябре 2020 года пилотажная группа отпразднует 11-летие со дня образования.
Для того чтобы в небе можно было разглядеть самолеты и каждую выполненную петлю, пилоты всю неделю ждали такую ясную погоду. И вот, наконец, тройка Як-52 выходит на старт — высоту 900 метров. Словно в центрифуге — небо — земля — снова небо, и так одиннадцать раз подряд.
Самая известная фигура высшего пилотажа — “петля Нестерова” — тяжелейшее испытание для организма. При заходе в нижней точке перегрузка составляет 5G, то есть на пилота давит сила, которая в пять раз превышает вес его тела. Для Антона Беркутова — это 400 килограммов, на пике — поменьше — 200 килограммов сжимает грудь, что сложно назвать передышкой. За три минуты в мозг почти перестает поступать кислород — думать помогают мышцы.
«Соображалка не так работает, чтобы все было нормально нужно напрягать пресс. Так как кровь отливает от головы, от верхней части тела, нужно немного препятствовать этому», — говорит участник пилотажной группы «Первый полет», двукратный абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу Антон Беркутов.
«Не все профессиональные спортсмены к этому готовы, потому что у нас всегда между фигурами есть передышка — есть фигуры специальные на отдых», — поясняет руководитель пилотажной группы «Первый полет» Дмитрий Самохвалов.
Пятая петля — у новичка бы уже потемнело в глазах, на шестой можно и сознание потерять. В какой-то момент со стороны могло показаться: что-то и в самом деле идет не так. Немного жутко, видно, как строй летит, все приближается к земле.
Это еще одна сложность — из-за отсутствия реактивной тяги “Яки” с каждой петлей теряют высоту — минимум 50 метров. В конце — до земли, в лучшем случае, останется чуть больше 300. Турбулентность то и дело пытается сбить расчеты, тогда для выполнения рекорда просто не хватит места.
«На выходе из петли попадаем в свой же спутный след, если она правильно сделана, и там бывает немного самолет вздрагивает, если крен увеличивается, нужно в нужный момент встать в строй обратно», — поясняет участник пилотажной группы «Первый полет», бронзовый призер Чемпионата мира на Як-52 Константин Боровик.
Это движение мгновенно повторяет двойка ведомых — пилоты даже на приборы не смотрят. Держат дистанцию два метра, порой угадывая мысли друг друга.
«Три самолета находятся в одной воздушной массе — болтаются по-разному. Происходит на самом деле движение воздуха — вверх-вниз, влево-вправо. Каждый самолет живет своей жизнью», — отмечает участник пилотажной группы «Первый полет», чемпион мира по высшему пилотажу Олег Шполянский.
Ближе к финалу болельщики уже перекрикивают шум моторов. Количество петель — в честь своего 11-летия. За это время пилотажная группа “Первый полет” стала одной из самых титулованных в мире — каждый год удивляют новыми красочными пируэтами.
Такой фигурой — “пропеллер” — пролетели на прошлом авиасалоне МАКС, недавно пополнили арсенал элементом “зеркало”, когда самолет вот так — вверх тормашками прижимается к партнеру.
Все что нужно — поверить в себя и свои расчеты. Именно так российский летчик Петр Нестеров положил начало мировой истории высшего пилотажа, и даже спустя век наши пилоты открывают в ней новую главу.