В честь своего 11-летия пилотажная группа «Первый полет» исполнила «петлю Нестерова» 11 раз подряд
Российской пилотажной группе «Первый полет» исполнилось 11 лет, и эту дату отметили новым красивым рекордом. Три самолета Як-52 синхронно и без остановки 11 раз выполнили «петлю Нестерова».
Тройка Як-52 пилотажной группы «Первый полет» одновременно выполнили 11 петель Нестерова. Рекорд призван показать высокий профессионализм отечественных пилотов, а также продемонстрировать возможности самолета Як-52 — одного из самых надежных и маневренных самолетов в своем классе.
Для того чтобы в небе можно было разглядеть самолеты и каждую выполненную петлю, пилоты всю неделю ждали такую ясную погоду. И вот, наконец, тройка Як-52 выходит на старт — высоту 900 метров. Словно в центрифуге, небо-земля, и снова небо. И так 11 раз подряд.
Самая известная фигура высшего пилотажа — «петля Нестерова» — тяжелейшее испытание для организма. При заходе в нижней точке перегрузка составляет 5G, то есть на пилота давит сила, которая в пять раз превышает вес его тела. Для Антона Беркутова — это 400 килограммов, на пике поменьше — 200 килограммов сжимает грудь, что сложно назвать передышкой. За три минуты в мозг почти перестает поступать кислород — думать помогают мышцы.
«Соображалка не так работает. Чтобы все было нормально, нужно напрягать пресс. Кровь отливает от головы, от верхней части тела, нужно немного препятствовать этому», — говорит участник пилотажной группы «Первый полет», двукратный абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу Антон Беркутов.
«Не все профессиональные спортсмены к этому готовы, потому что у нас всегда между фигурами есть передышка — есть фигуры специальные на отдых», — поясняет руководитель пилотажной группы «Первый полет» Дмитрий Самохвалов.
Пятая петля — у новичка бы уже потемнело в глазах. На шестой можно и сознание потерять. В какой-то момент со стороны могло показаться: что-то и в самом деле идет не так. Немного жутко, видно, как строй летит, все приближается к земле.
Это еще одна сложность — из-за отсутствия реактивной тяги Яки с каждой петлей теряют высоту, минимум 50 метров. В конце до земли в лучшем случае останется чуть больше 300. Турбулентность то и дело пытается сбить расчеты, тогда для выполнения рекорда просто не хватит места.
«На выходе из петли попадаем в свой же спутный след, если она правильно сделана, и там бывает немного самолет вздрагивает. Если крен увеличивается, нужно в нужный момент встать в строй обратно», — поясняет участник пилотажной группы «Первый полет», бронзовый призер чемпионата мира на Як-52 Константин Боровик.
Это движение мгновенно повторяет двойка ведомых — пилоты даже на приборы не смотрят. Держат дистанцию два метра, порой угадывая мысли друг друга.
«Три самолета находятся в одной воздушной массе, болтаются по-разному. Происходит на самом деле движение воздуха — вверх-вниз, влево-вправо. Каждый самолет живет своей жизнью», — отмечает участник пилотажной группы «Первый полет», чемпион мира по высшему пилотажу Олег Шполянский.
Ближе к финалу болельщики уже перекрикивают шум моторов. Количество петель — в честь своего 11-летия. За это время пилотажная группа «Первый полет» стала одной из самых титулованных в мире. Каждый год удивляют новыми красочными пируэтами. Фигурой «пропеллер» пролетели на прошлом авиасалоне МАКС. Недавно пополнили арсенал элементом «зеркало», когда самолет вверх тормашками прижимается к партнеру.
Все что нужно — поверить в себя и свои расчеты. Именно так российский летчик Петр Нестеров положил начало мировой истории высшего пилотажа, и даже спустя век наши пилоты открывают в ней новую главу.