Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
4 октября 2020, 21:23

Через неделю после начала нового обострения конфликт в Нагорном Карабахе перерастает в войну

Обстрелы, гибель людей, военное положение, мобилизация добровольцев. Такие сообщения всю неделю приходят из Армении и Азербайджана. По сути, в регионе настоящая война — с применением систем залпового огня, авиации. В эскалации насилия стороны обвиняют друг друга. Информация противоречива. Так, в Азербайджане сегодня сообщили, что тяжело ранен лидер непризнанной Нагорно-Карабахской республики Араик Арутюнян. В Ереване опровергли это заявление.

Также из Баку сегодня пришла информация: город Джабраил, который с 1993 года контролировала как раз Нагорно-Карабахская республика, перешел под контроль Азербайджанской армии. В Ереване в свою очередь назвали это ложью и сообщили об обстрелах Степанакерта и Шуши. Еще одна горячая точка дня — азербайджанский город Гянджа. В Ереване и Баку всю неделю работают съемочные группы Первого канала.

Ровно неделя со дня начала обострения ситуации в Нагорном Карабахе. Это уже самый длинный и самый ожесточенный конфликт в этом регионе за последние четверть века. Только по официальным данным речь идет о сотнях погибших. Никогда раньше здесь в таком количестве не применялось тяжелое вооружение: системы залпового огня, танки, самолеты, беспилотные летательные аппараты. Армения сейчас живет под лозунгом: «Все для победы». И тем не менее в Ереване считают, что военного решения проблемы Нагорного Карабаха не существует.

Но до сих пор интенсивность боевых действий только увеличивалась. В конце недели военные Армении заявили о мощном наступлении Азербайджанской армии. В этот момент премьер-министр Никол Пашинян обращается к нации.

«Вот уже неделю Армия обороны Арцаха, наши добровольческие отряды, бьются насмерть на священной земле Арцаха. На данный момент у нас уже много потерь, как военных, так и гражданского населения, большое количество военной техники вышло из строя, но противник не смог решить ни одну стратегическую задачу», — заявил Никол Пашинян.

Арцах — это армянское название Нагорного Карабаха. По сообщениям Министерства обороны Армении, азербайджанские войска наступают на него с двух направлений — с севера и юга.

«Азербайджанские вооруженные силы старались прорвать линию обороны и, несмотря на большие потери, продвигались. Но прорвать глубину обороны им не удалось, с потерями мы их отбросили», — сообщил официальный представитель Министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян.

Сегодня власти Нагорного Карабаха подтвердили информацию о ракетном ударе по азербайджанскому городу Гянджа. Целью был военный аэродром, откуда, по данным командования, взлетают самолеты и дроны, наносящие удары по Степанакерту и другим населенным пунктам Нагорного Карабаха. Но к обеду обстрелы прекратились, чтобы, как говорят военные, избежать жертв среди мирного населения второго по размерам о города Азербайджана

В Азербайджане утверждают: при обстреле Гянджу военная инфраструктура не пострадала. Только жилые дома. Всего за неделю в Азербайджане, как сообщает Генпрокуратура, погибло более 20 мирных жителей. Свыше 70 получили ранения. Азербайджанская армия продвигалась на нескольких направлениях, занимая села и господствующие высоты.

В Азербайджане подчеркивают: пытались решить конфликт мирным путем, за столом переговоров, на протяжении почти трех десятилетий. Но результата нет. А в последнее время, говорят в Баку, Ереван все чаще стал устраивать провокации: как политические, так и военные — с обстрелами. И то, что произошло неделю назад, это было началом контрнаступательной операции Азербайджанской армии.

Берут села и господствующие высоты. Непрекращающиеся артобстрелы. Агдамский район, Тертерский. За неделю погибли 19 мирных жителей, 63 получили ранения. Количество погибших и раненых среди военных не называют. Но понятно: при такой интенсивности боевых действий — немало. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в Баку посетил раненых в госпитале.

«У нас только одно условие: Вооруженные силы Армении безусловно, в полном составе и немедленно должны покинуть наши земли. Это условие в силе, и если правительство Армении его выполнит, бои прекратятся, кровь перестанет проливаться и установится мир в регионе. Мы хотим мира и хотим решения конфликта», — заявил Ильхам Алиев.

Вениамин Гаджиев и его внуки — шестилетние Наиль и Альхан. Сын — в начале недели ушел в добровольцы. Вот они, три поколения. Вспоминает: когда все началось — был молодым. Тогда надеялись — война не коснется детей. Но — нет. Теперь хотят сделать все, чтобы уберечь внуков.

«Мы всегда говорили, что мы не хотим оставить это для детей. Мы хотим этот груз нести на своих плечах и закончить это навсегда», — говорит Вениамин Гаджиев.

Всю неделю двери военкоматов Армении штурмовали добровольцы. В очереди стояли люди всех возрастов. Обсуждают отправку в Карабах сына премьер-министра. Матери едва сдерживают эмоции, провожая своих детей.

«Мой сын должен поехать. Он говорит: «Чем я лучше других?» Я думаю, что он прав», — говорит женщина.

В добровольцы записалось много женщин, так что из них начали создавать отдельные подразделения.

«У меня двое детей, но я оставляю их дома, потому что должна идти защищать свою родину», — заявляет доброволец.

Власти Нагорного Карабаха обвиняют Азербайджан том, что он первым начал массированные обстрелы мирных городов, а также в методичном разрушении инфраструктуры. Несколько раз появлялась информация о разрушении мостов, соединяющих Нагорный Карабах и Армению. Например, мост через реку Акар.

При попадании снаряда в автовокзал города Тертер погиб мирный житель. Непрекращающиеся артобстрелы. Тертерский район, Агдеринский. Между блоками новостей — призыв к мобилизации.

Такие социальные ролики теперь в эфире азербайджанских каналов постоянно. Но и без них в военкоматах не протолкнуться.

«Если понадобится, чтобы они знали, что есть такой человек, который в любую минуту готов встать и идти на защиту своих семей. Понятно, что никто не хочет, но, если земля в опасности, то что делать?» — говорит доброволец.

Слова напутствия от родных и посторонних. В дорогу — теплая выпечка. Каждый военкомат ежедневно отправляет по 200-250 человек.

«Третьего внука посылаем. Это наша земля, мы на своей земле воюем», — заявляет мужчина.

Исрафиль Алиев сам — родился в Армении в 1969 году. Теперь провожает сына.

«Жили нормально, ничего не было, никаких конфликтов не было, мирно все мы жили там. Никогда мы не думали, что произойдет такое», — говорит Исрафиль Алиев.

С самых первых часов начала боевых действий на станцию переливания крови пришли сотни жителей Еревана. И эта очередь стоит тут с самого утра до вечера. Многие сегодня так и не попадут внутрь — их запишут на завтра. Почти у каждого в армии родственник или знакомый, и кто знает, чью именно жизнь может спасти их кровь.

«У нас народ такой, нация такая, что она стоит друг за друга стеной. Не надо никаких объявлений, никаких лозунгов, призывов. Все понимают, что он должен внести свою лепту в нашу победу», — говорит заместитель директора Института переливания крови гематологического центра Маргарита Акопян.

Почти возле каждого магазина и кафе стоит картонная коробка. В нее складывают продукты и вещи, которые могут понадобиться армии и беженцам. Чья-то инициатива превратилась во всенародную акцию.

«Если говорить о солдатах, то однозначно можно сказать, что им ничего не нужно. Просто это наш долг. Мы считаем, что это наш долг хотя бы отсюда чем-то помочь. Это все душевное. Они видят, что мы хотим им чем-то помочь. Это для них больше значит, чем еда или что-то вроде этого», — говорит волонтер Джульетта Захарян.

Собрать вещи или сдать кровь для раненых солдат и мирных жителей — это то немногое, что они могут сделать, находясь в тылу. Сидеть сложа руки и ждать новостей у многих не хватает сил.

Государственные флаги Азербайджана на балконах, автомобилях. Нередко вместе с флагами Турции по принципу «один народ — два государства». Анкара полностью поддерживает Азербайджан. Хотя власти заявляют, что гуманитарная помощь не нужна ни жителям прифронтовых городов и сел, ни военным. Люди сами координируются, собирают продукты, одежду, деньги. Отправляют вместе с добровольцами. В Баку военное положение и комендантский час с 9 вечера до 6 утра. Натик Мустафаев, администратор ресторана, говорит: закрываются пораньше, в 8 вечера, чтобы сотрудники успели добраться домой. Он тоже записался в добровольцы.

«Мы все только ждем, чтобы нас позвали туда. Больше ничего. Мы только этого ждем, и все. Я вот прямо сейчас, каждый день об этом думаю. Даже, видите, у меня такого настроения нет, чтобы с людьми общаться, мы как бы только о Карабахе, больше ни о чем», — признается Натик Мустафаев.

Внешне, кажется, в Баку ничего не изменилось. На самом деле, говорят здесь, жизнь словно застыла. Разговоры о войне дома, на улицах, по телефону. На больших экранах вместо рекламы видеокадры из Нагорного Карабаха.

Читайте также: