Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
5 октября 2020, 18:37

Основоположник соц-арта Эрик Булатов создал фреску на стене металлургического завода в Нижегородской области


Искусство в масштабе. В нижегородском городе Выкса миру явлена, пожалуй, самая большая в буквальном смысле работа Эрика Булатова — художника, которого называют живой легендой современной живописи. Отец соц-арта воплощает сюжеты, которые происходят из нашей жизни и истории. Ценители говорят: на его картинах можно видеть, как мысль пронзает пространство. В этот раз холстом для Булатова стал настоящий металлургический завод.

Выкса. Путь в городок словно паломничество. Дорогой железной, автомобильной. В ожиданиях. Моногород металлургического завода, где арт-объекты размером с дома и художники с мировым именем. 

На интервью Эрик Булатов выходит споря с вдохновением. Рисунком мастер недоволен: «У меня новый блокнотик, но я его как-то не очень осваиваю... Масса золотого сияния характерна для этого города».

«Не прислоняться». С пейзажами Булатов поступает вот так: на одном полотне иллюзия — лирический образ из массовой печати и идеология — шрифт советского плаката. Плоскость холста спорит с воображаемым пространством. Непонятый в советское время, художник уезжает в Париж. Полотна, на которых таможня ставит печать «Художественной ценности не имеет», уже через несколько лет уходят на аукционах за миллионы долларов.

Эрик Булатов — единственный российский художник, который выставлялся и в Лувре, и в Помпиду. Живой классик. Национальное достояние. Теперь его называют «основатель соц-арта». Поп-арт по-русски, говорят искусствоведы. Но Булатов не согласен: «Если там, на Западе, товары, то здесь были лозунги. И то и другое не все на свете. Это социальное пространство, которое ограничено полюсами, а свобода находится за этими границами, оттуда и свет идет, кстати».

Границы очерчены черным по белому. С собой в Выксу Булатов привез новую работу. Поэтическая метафора. В ней история страны.

«Фраза сама по себе уже спектакль. Борьба черного и белого, борьба за пространство. Вдруг выскакивает вот эта Г, хотелось выразить этот выстрел, как рука с револьвером», — говорит художник.

Масштабную же работу (в смысле не только содержания, но и размеров — 2,5 тысячи квадратных метров) расписывали 20 суток. Раз в год появляется в Выксе роспись, и каждая — большое событие. Стены металлургического завода превращаются в холсты. Для Эрика Булатова рисковый эксперимент — погрузить рисунок в реальное пространство. Фреска или ее эволюция в стрит-арт с новым названием — «Мурал». Или картина?

«В сущности, это ведь две мои картины взяты в основе, но увеличены и перенесены на стену. Что это значит, они перестали быть картинами? У меня все-таки два на два метра картины, а там, слава богу, 20. Невероятно! Какое впечатление будет производить, какой будет заряд энергии, часто увеличение расслабляет картину», — сказал Эрик Булатов.

В индустриальном контексте, кажется, эффект умножился соразмерно увеличению картин, а сами машины стали музой.

Плавит, грохочет. Здесь гнут, режут, раскатывают. Цех металлургического завода. Сам образ механический. Художник трансформирует эту энергию в силу преодоления пространства. И взгляд из вялого, блуждающего становится активным. Хочется всмотреться, понять. Плоскость и пространство, статика и динамика, светлое и темное. Противоположности сталкиваются. И, оказывается, они могут быть вместе.

На церемонии открытия тяжелая техника и металлический грохот — обрамление работы. Так яснее видишь картину глазами тех, кто будет ходить через нее на работу каждый день.

«Все работники, думаю, уже переосмыслили. Это какой-то выбор. Я выбрал "Идти"», — говорит начальник смены трубоэлетктросварочного цеха Вадим Наумов.

«Соединение враждебных начал, отрицая друг друга, наполняет все пространство между полюсами. Получается более полный образ  этого мира», — сказал Эрик Булатов

На открытии потрясенные зрители расходились в тишине. Еще и в темноте — тут постарались организаторы, чтобы эффект усилить. К такому зрелищу надо подготовиться. Он хоть и музей, но все-таки завод. По Булатову противоположности дополнили друг друга.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей