Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
14 октября 2020, 09:16

В Третьяковской галере впервые за 115 лет открылась выставка работ Марии Якунчиковой-Вебер

Две сотни экспонатов из лучших музеев страны и частных коллекций и полное погружение в ее вселенную — яркую, самобытную, чувственную и манящую. Выставка работ Марии Якунчиковой-Вебер — это тот случай, когда судьба художника не менее интересна, чем ее работы. Короткая, но очень насыщенная жизнь и невероятный талант, который специалисты называют недооцененным.

Работы одного периода одной коллекции, к примеру, Третьяковской галереи, а подписаны по-разному. Где-то Якунчикова, а где-то Якунчикова-Вебер. Это незначительная путаница, деталь, которая демонстрирует, насколько показывать художницу и говорить о ней новая традиция. Еще бы — первая выставка за 115 лет. Готовясь к ней, исследователи изучили личные архивы. Здесь дневники и фотографии — семейные, порою интимные. И сделали открытия. Так то, что чувствовалось в творчестве художницы, стало зримым.

Имя незаслуженно забыто, хотя имеет полное право стоять рядом с великими. Племянница супруги Павла Третьякова, первые художественные опыты сделала на рисовальных вечерах в доме Поленовых, рядом Левитан, Коровин, Серов. Вышла замуж за тогда еще студента, будущего доктора Вебера, сына одной из самых известных феминисток Парижа.

«Вот со всеми поворотами ее судьбы ходишь по выставке и задаешься вопросом: это искусство женского рода или это искусство мощной и яркой индивидуальности, которая отражается во всех ее работах. И, конечно, когда завершаешь обход по выставке — ответ второй», — говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Рассмотреть силу характера. Получила профессиональное художественное образование, что для женщины в то время — абсолютное исключение. На выставке работы из собрания Третьяковской галереи, Русского музея и из частных коллекций. 200 экспонатов и, кажется, все возможные жанры. Живопись, графика, и то, что можно увидеть крайне редко, — выжигание по дереву в сочетании с маслом.

«Ведь здесь ошибки совершить невозможно, она оттачивала свое зрение, свое мастерство», — отмечает куратор выставки, научный сотрудник Третьяковской галереи Ольга Атрощенко.

С 19 лет Мария Якунчикова с диагнозом туберкулез, по совету врачей вынужденно живет в Париже, потом в Швейцарии, вдали от родных мест. Но они — в образах на полотнах и в сложнейшей технике многослойной цветной гравюры, которую освоила. Тот самый случай, когда искусствоведы говорят: ни одной из первых, а первая в истории искусства России.

«Вот есть доска, набивается краска, делается отпечаток, потом доска смывается и наносится новая краска, снова отпечаток. Вот это отпечаток в черном виде, а здесь, я бы сказала, три доски», — рассказывает хранитель гравюры отдела графики XVIII-XIX веков Нина Маркова.

Мария Якунчикова-Вебер работала интенсивно, будто торопилась жить и знала о скорой погибели. От туберкулеза она скончалась в 32 года. Некролог в «Мир Искусства», обложки которого она оформляла, написал Сергей Дягилев. Ее разделенное между Европой и Россией наследие, начинает возвращаться на Родину. Так становится возможно показать выставку. Так становится возможным показать новое и уже прославленное имя.

Читайте также: