Сергей Лавров рассказал о новых предложениях Москвы по контролю за прекращением огня в Карабахе
14 октября глава российского МИД Сергей Лавров рассказал о важных деталях консультаций, на которых договорились о перемирии, и о новых предложениях Москвы по контролю за прекращением огня в Карабахе. Что делается на дипломатическом фронте, чтобы из зоны конфликта больше не приходили боевые сводки?
Вполне естественный вопрос журналиста — дипломату: «Если стороны уже договорились о перемирии, то зачем они продолжают стрелять друг в друга? Может, перемирие для них не более чем фикция, просто повод провести перегруппировку войск, а политическое урегулирование в Нагорном Карабахе недостижимо?»
С. Лавров: Конечно, политическое урегулирование возможно. Предложения остаются на столе переговоров. Это поэтапное, постепенное освобождение районов вокруг Карабаха при соблюдении гарантий безопасности Карабаха и при обеспечении до того, как будет определен окончательный статус Карабаха, обеспечение надежной связи между Арменией и Карабахом. На первом этапе освобождение пяти районов, при сохранении двух районов на второй этап, равно как на второй этап откладывался бы и вопрос об окончательном статусе Карабаха. Помимо освобождения двух районов, разблокировались бы все коммуникации, экономические связи, транспортные контакты и развертывались бы миротворцы, которые гарантировали бы невозобновление боевых действий.
Журналист: То есть все-таки миротворцы?
С. Лавров: Сейчас даже не миротворцы, а военные наблюдатели, их было бы достаточно.
Журналист: Наши?
С. Лавров: Мы считаем, что было бы совершенно правильным, если бы это были наши военные наблюдатели, но окончательное решение должно быть за сторонами. Мы исходим из того, что будут приняты во внимание и в Ереване, и в Баку наши союзнические отношения, отношения стратегического партнерства.
Роль посредника в конфликте вокруг Нагорного Карабаха предполагает принцип равноудаленности. И тот факт, что 9 октября министры иностранных дел Армении и Азербайджана больше 10 часов провели за столом переговоров в Москве, нагляднее всего подтверждает — обе страны рассчитывают на посредничество России, поскольку доверяют именно нашей стране. Российские военные наблюдатели в регионе нужны хотя бы для того, чтобы прекратились взаимные обвинения вроде таких вот:
«Предусматривалось прекращение огня из гуманитарных соображений, полный обмен заключенными и задержанными, а также телами погибших, возвращение к переговорам в формате сопредседательства Минской группы ОБСЕ с логикой скорейшего разрешения вопроса. Однако Азербайджан ни секунды не соблюдал соглашение о прекращении огня и до сих пор продолжает нападения, одновременно препятствуя формированию механизма мониторинга прекращения огня», — заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.
«По информации, предоставленной мне сегодня утром, более 100 снарядов попали в город Тартар с 7 до 10:30 утра. То же самое в Агдаме, Геранбое, Агджабади и во всех других прифронтовых районах. Они думают, что эти коварные, вероломные нападения могут нас остановить. Никто нас не остановит. Поскольку мы на правильном пути, мы продолжим этот путь», — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев.
От воинственной риторики, однако же, рано или поздно всем приходится переходить к более подходящей для переговоров стилистике. И Ильхам Алиев, и Никол Пашинян выразили публичную благодарность российскому руководству за то, что перспектива этого вообще появилась на обозримом горизонте.
Российский президент, как сообщил Сергей Лавров, лично наблюдал за переговорным марафоном.
С. Лавров: Переговоры были уникальными. Но отмечу, что в решающий момент свой вклад внес президент, потому что он контролировал наши ночные бдения и где-то уже глубоко в ночи мы с ним два раза разговаривали.
Журналист: Звонил или заходил?
С. Лавров: Звонил, звонил. Конечно же, подключался и Сергей Шойгу, потому что там было важно согласовать вопрос о том, что объявление перемирия будет, наверное, не очень достаточным, если не будет механизма контроля за прекращением огня. И второй пункт документа, который был согласован, ровно это предусматривает. Президент разговаривал с лидерами конфликтующих сторон. И наш главный посыл заключается в том, что все-таки необходимо немедленно встречаться по линии военных и согласовывать тот самый механизм контроля за прекращением огня, о котором говорится в нашем документе и который пока никто даже не начал обсуждать.
Механизм контроля за прекращением огня, к слову, уже однажды успешно сработал в Нагорном Карабахе, в 1994 году. Тогда активную фазу боевых действий удалось прекратить. Правда, с тех пор урегулировать застаревший конфликт так и не удалось, ведь для этого нужна политическая воля двух сторон, проявленная в равной степени. Сейчас, именно благодаря посредничеству России, у Армении и Азербайджана снова появился шанс попытаться договориться об устойчивом, долгом мире.