Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
14 октября 2020, 21:18

Сергей Лавров рассказал о новых предложениях Москвы по контролю за прекращением огня в Карабахе

14 октября глава российского МИД Сергей Лавров рассказал о важных деталях консультаций, на которых договорились о перемирии, и о новых предложениях Москвы по контролю за прекращением огня в Карабахе. Что делается на дипломатическом фронте, чтобы из зоны конфликта больше не приходили боевые сводки?

Вполне естественный вопрос журналиста — дипломату: «Если стороны уже договорились о перемирии, то зачем они продолжают стрелять друг в друга? Может, перемирие для них не более чем фикция, просто повод провести перегруппировку войск, а политическое урегулирование в Нагорном Карабахе недостижимо?»

С. Лавров: Конечно, политическое урегулирование возможно. Предложения остаются на столе переговоров. Это поэтапное, постепенное освобождение районов вокруг Карабаха при соблюдении гарантий безопасности Карабаха и при обеспечении до того, как будет определен окончательный статус Карабаха, обеспечение надежной связи между Арменией и Карабахом. На первом этапе освобождение пяти районов, при сохранении двух районов на второй этап, равно как на второй этап откладывался бы и вопрос об окончательном статусе Карабаха. Помимо освобождения двух районов, разблокировались бы все коммуникации, экономические связи, транспортные контакты и развертывались бы миротворцы, которые гарантировали бы невозобновление боевых действий.

Журналист: То есть все-таки миротворцы?

С. Лавров: Сейчас даже не миротворцы, а военные наблюдатели, их было бы достаточно.

Журналист: Наши?

С. Лавров: Мы считаем, что было бы совершенно правильным, если бы это были наши военные наблюдатели, но окончательное решение должно быть за сторонами. Мы исходим из того, что будут приняты во внимание и в Ереване, и в Баку наши союзнические отношения, отношения стратегического партнерства.

Роль посредника в конфликте вокруг Нагорного Карабаха предполагает принцип равноудаленности. И тот факт, что 9 октября министры иностранных дел Армении и Азербайджана больше 10 часов провели за столом переговоров в Москве, нагляднее всего подтверждает — обе страны рассчитывают на посредничество России, поскольку доверяют именно нашей стране. Российские военные наблюдатели в регионе нужны хотя бы для того, чтобы прекратились взаимные обвинения вроде таких вот:

«Предусматривалось прекращение огня из гуманитарных соображений, полный обмен заключенными и задержанными, а также телами погибших, возвращение к переговорам в формате сопредседательства Минской группы ОБСЕ с логикой скорейшего разрешения вопроса. Однако Азербайджан ни секунды не соблюдал соглашение о прекращении огня и до сих пор продолжает нападения, одновременно препятствуя формированию механизма мониторинга прекращения огня», — заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.

«По информации, предоставленной мне сегодня утром, более 100 снарядов попали в город Тартар с 7 до 10:30 утра. То же самое в Агдаме, Геранбое, Агджабади и во всех других прифронтовых районах. Они думают, что эти коварные, вероломные нападения могут нас остановить. Никто нас не остановит. Поскольку мы на правильном пути, мы продолжим этот путь», — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев.

От воинственной риторики, однако же, рано или поздно всем приходится переходить к более подходящей для переговоров стилистике. И Ильхам Алиев, и Никол Пашинян выразили публичную благодарность российскому руководству за то, что перспектива этого вообще появилась на обозримом горизонте.

Российский президент, как сообщил Сергей Лавров, лично наблюдал за переговорным марафоном.

С. Лавров: Переговоры были уникальными. Но отмечу, что в решающий момент свой вклад внес президент, потому что он контролировал наши ночные бдения и где-то уже глубоко в ночи мы с ним два раза разговаривали.

Журналист: Звонил или заходил?

С. Лавров: Звонил, звонил. Конечно же, подключался и Сергей Шойгу, потому что там было важно согласовать вопрос о том, что объявление перемирия будет, наверное, не очень достаточным, если не будет механизма контроля за прекращением огня. И второй пункт документа, который был согласован, ровно это предусматривает. Президент разговаривал с лидерами конфликтующих сторон. И наш главный посыл заключается в том, что все-таки необходимо немедленно встречаться по линии военных и согласовывать тот самый механизм контроля за прекращением огня, о котором говорится в нашем документе и который пока никто даже не начал обсуждать.

Механизм контроля за прекращением огня, к слову, уже однажды успешно сработал в Нагорном Карабахе, в 1994 году. Тогда активную фазу боевых действий удалось прекратить. Правда, с тех пор урегулировать застаревший конфликт так и не удалось, ведь для этого нужна политическая воля двух сторон, проявленная в равной степени. Сейчас, именно благодаря посредничеству России, у Армении и Азербайджана снова появился шанс попытаться договориться об устойчивом, долгом мире.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей