Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
2 ноября 2020, 18:05

Ровно 20 лет назад, 2 ноября 2000 года, на Международную космическую станцию прибыл первый экипаж

Сегодня знаменательная дата — ровно 20 лет с тех пор, как на МКС прибыла первая постоянная экспедиция и началась история уникального пилотируемого проекта. Огромный орбитальный дом, по площади равный футбольному полю, с тех пор никогда не пустует. Сменяя друг друга, там успели поработать представители почти двух десятков стран.

Среди звезд, которые можно увидеть с Земли, эта — самая яркая и быстрая. Стремительно пересекающую небо точку фотограф Иван Губский ловит в объектив. Это не комета и не спутник — МКС.

«Различить очень просто: в определенное время можно посмотреть на сайте Роскосмоса график полета в той широте, где вы находитесь», — поясняет фотограф Иван Губский.

Рассмотреть «звезду» МКС в ночном небе любит и космонавт Сергей Крикалев. Еще бы, он буквально ее собирал по частям, прямо в космосе, ровно 20 лет назад, 2 ноября. К тогда еще совсем небольшой станции — всего из двух модулей — прибыл ее первый экипаж длительной экспедиции. Планета затаила дыхание. Люки открылись.

«Там такое дежурное освещение, одна горела лампочка, которая позволяла видеть, куда ты двигаешься, у нас на всякий случай фонарики с собой были. В общем-то, отработанным движением мы вошли, открыли люк. И вот это было первое действие — включение света после того, как мы открыли люк туда», — рассказывает космонавт, исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации «Роскосмос» Сергей Крикалев.

Какое оно — сердце орбитальной станции? Кто-то скажет, что это компьютеры, пункт управления. И, конечно, будет прав. Но мне кажется, что также очень важен обеденный стол. Вот такой был на станции «Мир» — со множеством отсеков, возможностью разогреть пищу. Но когда первый экипаж прибыл на МКС, стола они не обнаружили. Для красивого, технологично складывающегося стола, который задумывался, в первом полете на МКС просто не нашлось места. Экипаж — Сергей Крикалев, Юрий Гидзенко и американец Уильям Шеперд — объединили усилия и инженерные мозги.

«Часть рамы, крепления груза мы использовали. Кстати, использовали два вот таких контейнера из-под шашек кислородных, и мы сделали такой довольно неплохой крепкий стол. Его, кстати, вернули на Землю, он, по-моему, находится в музее в Вашингтоне», — рассказывает Сергей Крикалев.

За 20 лет на орбите МКС выросла. 15 основных модулей вместе — размером с футбольное поле. Сегодня в этом самом крупном космическом проекте участвуют 14 стран. Десятки космонавтов и астронавтов годами работают здесь, живут и учатся действовать сообща. А ведь в 90-х, когда создание МКС только обсуждались, в американском Конгрессе чуть не зарубили идею — помог перевес всего в один голос «за» строительство.

«Какие бы потрясения ни были здесь, на Земле, проблемы между странами, там эти проблемы приходится решать, мы все работаем вместе. Все в одной станции, все в одной лодке плывут», — отмечает космонавт Роскосмоса Иван Вагнер.

Основа космической дружбы на МКС была положена с первых полетов. В восьмой экспедиции Александр Калери и Майкл Фоул завели традицию — по выходным космический киноклуб. Афишу составляли по очереди.

«Не помню, к какому событию, он меня тоже попросил, он говорит: "На твой выбор!" Я говорю: "Майкл, давай «В бой идут одни старики". Показал, он с интересом посмотрел», — вспоминает летчик-космонавт Российской Федерации Александр Калери.

На МКС проводятся тысячи экспериментов, от изучения космической радиации до биопринтинга. На таком биопринтере российские космонавты печатают животные и человеческие ткани. Но, пожалуй, главный эксперимент — это сама станция. Поддержка ее работы, решение внештатных ситуаций. Гигантский опыт для человечества и его будущей космической истории. Об этом сегодня говорит в своем поздравлении действующий экипаж МКС.

«Мы поздравляем всех участников этого невероятного международного проекта и хотим сказать им всем спасибо!» — сказал космонавт Роскосмоса Сергей Кудь-Сверчков.

В Роскосмосе сегодня рассказали: наш сегмент МКС уже в ближайшее время ждет значительное расширение.

«Мы в следующем году, в апреле 2021 года, планируем отправку на МКС нового российского модуля, модуля "Наука", а буквально через полгода, осенью 2021 года, будет к МКС добавлен еще один модуль, узловой модуль "Причал"», — сообщил генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин.

Среди стран-партнеров по МКС постоянно ведутся переговоры по продлению работы станции. Она вполне может остаться на орбите еще на 10 лет.