В Новой Третьяковке на Крымском валу после двух с половиной месяцев ремонта открылись залы русского авангарда
С «Купания красного коня» безо всякой подготовки теперь начинается постоянная экспозиция Третьяковской галереи. Во-первых, так уже было. Это дань традиции — в 80-90-е именно с этой картины начиналась выставка. Во-вторых, с такой работы начинать экспозицию символично. Юноша — образ обновленного человека, конь — символ течения времени: революционный вираж в истории искусства. И это только начало.
Залы были закрыты всего два месяца. Протекающая крыша и вынужденный ремонт — повод по-новому взглянуть на хиты авангарда. Меняется зритель, меняются взгляды, и даже классика читается по-иному.
«Когда ты делал что-то два-три года назад, понимаешь, мало что из этого актуально сегодня. Мало того, Третьяковская галерея хранит гораздо больше, чем может показывать. Такая ротация позволяет показывать», — отмечает директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Как начался русский авангард и как он изменил историю мирового искусства. Не в хронологическом порядке. Вся Гончарова, вернувшаяся в пандемию из мирового турне, вместе с Ларионовым. В Третьяковке — самая большая в мире коллекция их работ. Рядом весь Пиросмани и Бурлюк. Их всего по три работы, но каждая — сокровище. Некоторые художники впервые вместе, другие залы — монографии. Кандинский в ярком соло.
«Фиолетового никогда не бывает в музеях. А оказалось, что для Кандинского — это самое лучшее. Вещи заиграли по-другому. Есть сцепки с другими залами — следующий — про неоклассику, фиолетовый кушак девушки перекликается. А дальше, мы уже знаем, куда мы идем — в беспредметное искусство», — рассказывает научный сотрудник отдела новейших течений ГТГ Сергей Фофанов.
Беспредметное искусство. Так абстракционизм называли его создатели: Кандинский, Родченко, Малевич. Хиты — за каждым поворотом. И даже черных квадрата два.
«Икона времени. Первый черный квадрат. Ну он не совсем черный, вся поверхность потрескавшаяся. В качестве холста использует старую работу. Он его закрашивает. Искусство обновилось, уже при жизни Малевича пошли кракелюры, трещины, авторское повторение. Человек, который будет смотреть в компьютере, никогда не увидит разницы. Но в музее — вы ее заметите, это совершенно разные картины», — отмечает Сергей Фофанов.
Это не вся история искусства XX века. Следующий этап открытия обновленных залов и свежего взгляда на классику представят зрителю через несколько недель. В Галерее пообещали: с экспериментами не остановятся.