Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
14 ноября 2020, 21:22

Репортажи из Армении и Азербайджана о том, как одни уходят из своих домов, а другие — готовятся вернуться

Беженцы — как только начинается какая-либо война, это слово прочно входит в лексикон. Люди бегут от обстрелов, смерти, разрухи. И у каждого своя правда, свой резон и свои планы на дальнейшую жизнь. Съемочные группы Первого канала работают и в Нагорном Карабахе, и в Баку. И выбор, который там сейчас делает каждый, на самом деле как тяжкий крест.

В Кельбаджарском районе пахнет гарью. Жители забирают, все, что могут вывезти, а потом поджигают свои дома, в которых выросли целые поколения их семей.

Столбы дыма видны издалека, брошенные дома пылают уже несколько дней. Этот — подожгли только сегодня. Рядом — пепелище соседей. А на дальнем дворе — хозяин с приятелем еще торопливо демонтируют кровлю.

Вардан строил этот дом 20 лет. А разобрал за трое суток, как стало известно, что район отходит Азербайджану. Очень торопился, но ломать ничего не стал. Аккуратно снимает доски, еще пригодятся. Потому и остался в деревне последним. Остальные уже уехали.

Женщин, стариков и детей вывезли первыми, они ждут отцов и братьев в Армении. В последний день мужчины увозят все, что может пригодиться в хозяйстве: спешно собирают даже валежник. Впереди зима, а где придется жить, пока непонятно.

Вереница автомобилей в сторону границы кажется бесконечной. И не только автомобилей. Вот Гагик с братьями и друзьями ведет по трассе отару овец. Позади несколько десятков километров пешком.

Монастырь Дадиванк знаковое для всех армян место. Впервые этот храм упоминается в IX веке. Сегодня несколько сотен человек пришли попрощаться со святыней. Свечей поставили так много, что они спеклись в один большой костер. Мужчины едва сдерживают слезы.

Настоятель Ованес Ованесян не собирается покидать монастырь. Но на всякий случай из него вывозят и реликвии, и церковную утварь, и даже мебель. От стен храма доносится стук. Там снимают распятие и фрески.

На стареньких «Жигулях» Патвакан Шахунян за пару дней сделал с десяток рейсов до Армении и обратно. Перевез семью и личные вещи, брал только то, что помещалось в багажник. В этих стенах когда-то вырос его отец. А теперь сыну приходится оставлять отчий дом. Поджигать, говорит, рука не поднимается.

Крыша обвалилась от пожара, еще чувствуется жар от кровли. Из этого дома уходили спешно, бросили кухонную утварь, а вот — живые цветы, личные вещи и даже велосипед. Оставили все, что не нужно будет, чтобы выживать на новом месте.

Ранее это здание принадлежало Министерству сельского хозяйства республики, затем здесь был организован центр временного размещения. С 90-х годов здесь живут беженцы из Нагорного Карабаха.

С началом конфликта жители охваченных войной районов бежали подальше от постоянных обстрелов. Точных сведений о количестве вынужденных переселенцев нет до сих пор, счет идет на сотни тысяч. Размещали потоки беженцев где придется: мест в палаточных лагерях не хватало. Халида Юсифова — ветеран первой карабахской. Тогда, в 1992 году она только окончила учебу и вернулась в родное село экономистом.

«Я родом из Физулинского района. Помню, как нас обстреливали, как пришлось защищать от атак свой дом, помогала мужчинам из ополчения: взяла в руки оружие, помогала раненым», — рассказывает она.

В этот центр для беженцев она вместе с сестрами попала в 1994 году. Таких, как Халида, здесь живет около 300 семей. Помогают друг другу чем могут, обмениваются последними новостями, и, конечно, мечтают поскорее вернуться обратно домой.

Гейдара Рахманова внучки часто расспрашивают о том, как им с бабушкой приходилось спасаться от огня артиллерии. Семейные фотографии, сделанные в молодости, не уцелели — все осталось под руинами родного дома.

Трехкомнатную квартиру Эльман вместе с семьей получил совсем недавно, переехав из общежития. Первые городки для карабахских беженцев в Азербайджане начали возводить еще в 2013 году, этот в пригороде Баку уже полностью заселен.

«Мы долго ждали своей очереди, чтобы справить новоселье. Государство помогло нам — есть просторное жилье, но, понимаете, мы все равно здесь чужие. Нас тянет на родину — в Карабах. Слава всевышнему, война наконец закончилась!», — говорит Эльман Сулейманов.

Азербайджанские власти заявляют, что вскоре первые беженцы смогут уже вернуться к себе домой.

«Будет обмен пленными, телами погибших, после чего займемся возвращением внутренне-перемещенных лиц в Нагорный Карабахпод руководством комиссариата по делам беженцев ООН. Для возвращения их сначала вся инфраструктура будет восстановлена», — рассказал председатель госкомитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Азербайджана Ровшан Рзаев.

В районах, где недавно шли боевые действия, оперативные группы «Национального агентства по разминированию территорий Азербайджана» приступили к расчистке завалов и обследованию опасных участков. Уже обезврежено более 400 взрывных устройств и неразорвавшихся снарядов.

Читайте также: