Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
16 ноября 2020, 21:33

В Санкт-Петербурге началась первая за полтора века реставрация памятника Николаю I

Один из главных символов Петербурга. Конная статуя Николая I на Исакиевской площади не просто произведение искусства — сложнейшая инженерная конструкция. Но время ее не пощадило. Утрачены некоторые мелкие детали, пьедестал в трещинах, а бронзовую статую покрыла патина.

Вот уж действительно вода камень точит. Белый каррарский мрамор словно губка годами впитывал влагу. Оживленный трафик тоже сделал дело — швы между блоками шокшинского кварцита стали толщиной в палец. Еще немного, и монумент признали бы аварийным. Реставрация началась вовремя.

Фигура императора — доминанта Исаакиевской площади. Сейчас скрыта за огромной ширмой. Полтора века назад памятник называли инженерным чудом. Первый в Европе, всего на двух точках опоры. Говорят, сам Карл Клодт давал гарантии надежности — на открытии был готов лечь под копыта коня.

Ультразвуковая диагностика позволила разгадать секрет мастера — из ног скакуна в гранитное основание уходят горизонтальные балки, которые внутри пьедестала крепятся на металлические опоры. Две основные, длиной почти восемь метров, еще две — дополнительные.

Реставраторы подстраховали себя и императора заодно. Перед началом работ на каменном пьедестале бронзовую скульптуру закрепили на специальных конструкциях, они сделаны по принципу качелей: и если что-то пойдет не так, они всегда поддержат всадника, если тот вдруг захочет сдвинуться со своего места.

Исследуя ярус за ярусом, легко понять — время не пощадило мелкие детали. Покушались на императора и вандалы. Больше всего потерь на бронзовых барельефах, они опоясывают пьедестал.

«Вот, например, вожжи — тонкая работа, их легко было украсть. Также был утрачен посох у крестьянина. И шапка в руках крестьянина, она тоже восполнена», — рассказывает заместитель директора реставрационной мастерской Христина Шумилова.

«Холерный бунт на Сенной площади» — одно из четырех полотен, которые иллюстрируют события времен правления Николая. А это «Восстание декабристов» — здесь не хватало сразу четырех фигур. Горнисту реставраторы вернули музыкальный инструмент, и барабанщик теперь держит новые палочки.

На столе мастера учебник по анатомии. Чтобы точнее передать пластику человека. Детали униформы ваяли, рассматривая китель из музейных фондов. Как и шпаги того времени — их попросили у коллекционеров.

Ювелирная работа. Даже самые мелкие предметы — оружие, головные уборы — сначала делали из воска. И только потом отливали в металле.

Не ошибиться художникам помогли старинные гравюры и литографии. Бронзу чуть состарили — вместо так называемой «дикой патины» специально нанесли защитный слой зеленоватого оттенка. И придали финальный лоск.

Щиты с оружием и бронзовые барельефы займут свои места на постаменте уже в следующем году. Тогда же обновленный император и предстанет перед зрителями. Охрану монаршей особы решено усилить. Вместо гвардейцев следить за порядком будет зоркий глаз камер видеонаблюдения.

Читайте также: