В Санкт-Петербурге началась первая за полтора века реставрация памятника Николаю I
Один из главных символов Петербурга. Конная статуя Николая I на Исакиевской площади не просто произведение искусства — сложнейшая инженерная конструкция. Но время ее не пощадило. Утрачены некоторые мелкие детали, пьедестал в трещинах, а бронзовую статую покрыла патина.
Вот уж действительно вода камень точит. Белый каррарский мрамор словно губка годами впитывал влагу. Оживленный трафик тоже сделал дело — швы между блоками шокшинского кварцита стали толщиной в палец. Еще немного, и монумент признали бы аварийным. Реставрация началась вовремя.
Фигура императора — доминанта Исаакиевской площади. Сейчас скрыта за огромной ширмой. Полтора века назад памятник называли инженерным чудом. Первый в Европе, всего на двух точках опоры. Говорят, сам Карл Клодт давал гарантии надежности — на открытии был готов лечь под копыта коня.
Ультразвуковая диагностика позволила разгадать секрет мастера — из ног скакуна в гранитное основание уходят горизонтальные балки, которые внутри пьедестала крепятся на металлические опоры. Две основные, длиной почти восемь метров, еще две — дополнительные.
Реставраторы подстраховали себя и императора заодно. Перед началом работ на каменном пьедестале бронзовую скульптуру закрепили на специальных конструкциях, они сделаны по принципу качелей: и если что-то пойдет не так, они всегда поддержат всадника, если тот вдруг захочет сдвинуться со своего места.
Исследуя ярус за ярусом, легко понять — время не пощадило мелкие детали. Покушались на императора и вандалы. Больше всего потерь на бронзовых барельефах, они опоясывают пьедестал.
«Вот, например, вожжи — тонкая работа, их легко было украсть. Также был утрачен посох у крестьянина. И шапка в руках крестьянина, она тоже восполнена», — рассказывает заместитель директора реставрационной мастерской Христина Шумилова.
«Холерный бунт на Сенной площади» — одно из четырех полотен, которые иллюстрируют события времен правления Николая. А это «Восстание декабристов» — здесь не хватало сразу четырех фигур. Горнисту реставраторы вернули музыкальный инструмент, и барабанщик теперь держит новые палочки.
На столе мастера учебник по анатомии. Чтобы точнее передать пластику человека. Детали униформы ваяли, рассматривая китель из музейных фондов. Как и шпаги того времени — их попросили у коллекционеров.
Ювелирная работа. Даже самые мелкие предметы — оружие, головные уборы — сначала делали из воска. И только потом отливали в металле.
Не ошибиться художникам помогли старинные гравюры и литографии. Бронзу чуть состарили — вместо так называемой «дикой патины» специально нанесли защитный слой зеленоватого оттенка. И придали финальный лоск.
Щиты с оружием и бронзовые барельефы займут свои места на постаменте уже в следующем году. Тогда же обновленный император и предстанет перед зрителями. Охрану монаршей особы решено усилить. Вместо гвардейцев следить за порядком будет зоркий глаз камер видеонаблюдения.