Исполнилось 100 лет со дня рождения автора одной из самых пронзительных мелодий о войне Яна Френкеля
Сегодня сто лет со дня рождения Яна Френкеля. Композитор, фронтовик, он написал сотни песен о жизни, о любви, о войне. В каждой из них пережитое им самим. Мелодии Френкеля звучат негромко и нежно, но это самые чистые и верные ноты. Потому и берут за душу. А когда он сам садился за рояль, зал замирал. «Вальс расставания», «Русское поле», «Журавли».
Музыку самой пронзительной песни о войне Ян Френкель не мог сочинить два месяца. Стихи уносили его в самое пекло сражений, в 43-й, где на фронте и сам был тяжело ранен, и пережил смерть друзей: «Как ни парадоксально, но уже после войны по-настоящему мы ощутили всю трагедию войны, и естественно, боль утраты».
И только сочинив это вступление, Френкель словно излил всю душу.
– Это гениальная. Простая. Боль, действительно, боль, которую он ощущал... Просто внутри это зрело! Но потом он сел к роялю и это сыграл. От него исходил невероятный такой покой! У него всегда чувствовалось такое благородство, какая-то хрустальная интонация, – делится Александр Журбин, композитор.
После «Неуловимых» «Русское поле» запели почти все ведущие артисты. Каждый хотел по-своему.
– Ян Абрамович, я говорю, можно я закончу как в «Лунной сонате»? Он говорит: ну, только не совсем по Бетховену. Он говорит: ладно, оставь! Это он мне разрешил, – вспоминает Левон Оганезов, пианист.
Знаток джаза и мировой музыки Френкель сочиняет для кино и эстрады такие яркие мелодии, что их сразу подхватывает вся страна. Песню «Текстильный городок» от травли коллег-композиторов спасает сам Дмитрий Шостакович: «Слышал, очень талантливо и мелодично!».
Шлягеры Френкеля пели во дворах, даже не зная имя автора. А песню «Калина красная» Василий Шукшин принял за народную, потому и фильм так назвал.
Мелодии Яна Френкеля в репертуаре оркестра береговой охраны США. За роялем внук композитора, тоже Ян Френкель. Ян Френкель-младший восхищается тем, как дедушка, официальный аранжировщик гимна СССР, облагородил и возвеличил в конце 70-х музыку Александрова: «Добавил легендарную такую фанфару! В припеве та-та-да. Этой трубы фанфары. Королевский стиль! Такие вот гармонии! Это дедушка добавил».
Даже тяжело болея, Ян Френкель выступал перед зрителями. Словно возвращаясь в те годы, когда после ранения остался на фронте, играть на скрипке. Для тех, кто уходил в бой и превращался в журавлей.
– Удалось Яну Френкелю и глубочайшую печаль сохранить, и уверенность в том, что мы помним каждого, что никто не забыт, они всегда с нами, – говорит Светлана Сурганова, певица.