Ушла из жизни легенда в мире искусства, президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова
Не стало Ирины Антоновой. В мире искусства она была настоящей легендой. Всю жизнь посвятила Пушкинскому музею, сделала его таким, какой он есть сейчас. Именно благодаря ей мировые шедевры в советское время впервые привезли в Москву.
Нескончаемая очередь на Джоконду, сокровища Египта. А потом еще, и еще. Каждая выставка была уникальной. Полвека Ирина Александровна была директором Пушкинского, потом — его почетным президентом. Ее уважали, ею восхищались, про нее говорили: человек музейной ценности.
Итальянский, французский, английский — в совершенстве. Она не терпела, чтобы ее понимали двояко. И все переговоры с зарубежными партнерами вела на их родном языке. Когда готовила выставку Караваджо, достучалась до самого кардинала. И все ради того, чтобы привезти картину, прежде никогда не покидавшую римской церквушки.
«Приезжали итальянцы, говорят: «Мы в первый раз ее видим вот так — визави, а не сбоку!» Вот так вот, не заглядывая в капеллу!», — рассказывала Ирина Антонова.
Каждый день расписан по минутам. Конференции, лекции, подготовки к выставкам. Она пропадала в глубинах этих бесконечных залов, привыкших к ее быстрым шагам с послевоенного 1945-го. Больше полувека — директор, а последние несколько лет президент Пушкинского музея, где без нее не решался, кажется, ни один вопрос.
Женщина-легенда, женщина-безупречность во всем: в стиле — изысканный костюм, нитка жемчуга; в манерах — мягкий, но величественный тон; в делах — надежный и умный партнер. Она знакомила страну с Западным миром через искусство. Показала советскому зрителю Ренуара, Моне, Матисса. И километровые очереди на Волхонке становились частью столичного пейзажа. А чтобы увидеть «Джоконду», люди чуть ли не ночевали у музея.
Произведения искусства для Ирины Антоновой всегда были не просто экспонатами. В каждом она чувствовала пульс времени, безошибочно определяя, какие картины могут соседствовать, а каким рядом быть — противопоказано.
«Я плакала, как поставили по-новому там, в Египетском зале, витрину, я просто плакала настоящими слезами. Они разрушили потрясающий ансамбль, который был. Это что-то страшное было. Я пришла и не могла успокоиться, и не могла спать ночью», — делилась она.
За «железным занавесом» это казалось невозможным. Но еще в 50-е в Пушкинском показали Пикассо, а в 60-е — опального художника Александра Тышлера. За что Антоновой досталось лично от министра культуры Фурцевой.
«Екатерина Алексеевна встретила меня в колонном зале. Приперла меня буквально двумя руками к стене и сказала: «Что я слышу? Что у вас происходит в музее? Он не член Союза художников, его не показывают нигде. На мое счастье в это время подошел Иогансон, он был президентом Академии художеств: «Катя! Он хороший художник!» И она сказала дивную фразу: «Да? А мне говорили…», — вспоминала Ирина Антонова.
В 1981 году она взялась за то, к чему другие музеи не решились подступиться. Потом уже выставку «Москва — Париж» назовут сенсацией. Шли не столько на французское искусство, сколько на своих, не выставлявшихся прежде Кандинского, Шагала, Малевича.
Она привезла к нам Шанель и Диора. Придумала объединить живопись и музыку, и в Пушкинском зазвучали «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Она умела удивлять, открывая заново уже известные имена: и показала зрителю скульптуры актрисы Джины Лоллобриджиды, картины хореографа Владимира Васильева. В работе для нее не было мелочей. А излишнего внимания к себе не любила. Говорила: «Что я? Смотрите лучше по сторонам!»
«Я могу быть злой, понимаете, раздраженной, но не депрессивной. Почему — я не знаю, но я действительно это чувство не испытывала», — говорила она.
И не поверить в это невозможно! В ее душе всегда бурлили свежие идеи. Она многие годы жила мечтой о целом музейном городке, который однажды вырастет вокруг Пушкинского. И эта ее мечта постепенно претворяется в жизнь.
«Я сама ведь так не ожидала. Просто так получилось, что один муж, один музей, одно место работы. На всю жизнь. Возможно, это сэкономило какие-то внутренние силы, вот это однолюбство в широком масштабе», — размышляла Ирина Антонова.
Насколько богат и распахнут для почитателей был мир ее музея, настолько же скромен и закрыт личный мир Ирины Антоновой. Она не впускала туда никого. Известно лишь, что в детстве обожала цирк, увлекалась плаванием и любила быструю езду — сама водила всю жизнь. Все свои чувства, переживания, свою боль и радость она несла сюда, в ее собственный, королевский мир. И эти шедевры, тайны которых Ирина Антонова хранила столько десятилетий, будут хранить ее собственные тайны.
Соболезнования родным и близким Ирины Антоновой выразил Владимир Путин. Президент хорошо знал Ирину Александровну, очень ценил ее экспертное мнение.
Как сообщили врачи, причиной смерти стал коронавирус и сопутствующие заболевания. Прощание пройдет в закрытом режиме.
Похоронят ее на Новодевичьем кладбище рядом с мужем и матерью. Ирине Антоновой было 98 лет.